Бактерии могут образовывать "суперорганизмы", которые ползают по нашим зубам

12.10.2022, 09:32
Сделанное случайно открытие показывает, что бактерии и грибы могут объединяться, чтобы нанести огромный ущерб вашим зубам.
Бактерии могут образовывать «суперорганизмы», которые ползают по нашим зубам

Бактерии в нашем рту разрушают эмаль и повреждают зубы. Похоже, при помощи грибков они могут делать это еще быстрее

Изучая бактерии, вызывающие агрессивный кариес у малышей, Чжи Рен, исследователь-стоматолог из Пенсильванского университета, заметил под микроскопом два разных организма, выступающих единым фронтом.  Дальнейшие лабораторные исследования показали, как эти бактериально-грибковые скопления в человеческой слюне могут взаимодействовать во рту, вызывая заболевание, приводящее к гниению зубов.

Бактериальные суперорганизмы

В результате исследования ученые смогли выяснить, что у этих кластеров из бактерий и грибков появляются новые функции, которые позволяют им работать почти как совершенно новый суперорганизм. Среди этих функций новые способность перемещаться и распространяться по нашим зубам.

Обычно малоподвижные бактерии,  Streptococcus mutans, больше не перемещались благодаря слюне. Путешествуя «автостопом» благодаря структурам дрожжей Candida albicans, бактерии смогли перемещаться «прыжками», непрерывно разрастаясь по мере распространения.

В лаборатории авторы нового исследования обнаружили, что бактериальные кластеры могут прикрепляться к телу, ветвям и внешним сахарам грибков. Как группа, эта клеточная сеть может легче прикрепляться к зубам, чем клетки сами по себе. «Суперорганизм» также демонстрирует более высокую устойчивость к противомикробным препаратам и чистке зубов.

Но самое безумное — это то, как движется суперорганизм. В то время как у некоторых бактерий есть маленькие «руки», которые они используют для плавания,  S. mutans обычно неподвижен. На самом деле, ни C. albicans, ни S. mutans не могут двигаться как таковые, но поскольку C. albicans может вытягивать «руки», он обеспечивает идеальное транспортное средство для бактерий. Когда бактерии прикрепляются к этим грибковым нитям, они могут по существу «прыгнуть» вперед, чтобы слиться с другими биопленками.

При тестировании суперорганизмов на зубоподобных поверхностях исследователи обнаружили, что бактерии перемещаются со скоростью более 40 микрон в час, аналогичной скорости перемещения ранозаживляющих молекул в организме человека. Это достаточно быстро и такая способность бактериальных кластеров пугает. Теперь ученым предстоит найти способ разрушить эти связь, чтобы предотвратить разрастание патогенной флоры во рту людей.