Рынок ПО - это всегда производная от общеэкономической ситуации в стране

Анастасия Морозова, компания AutodeskИнтервью с Анастасией Морозовой, директором по маркетингу компании Autodesk.

- Что принес 2008 год рынку информационных технологий и телекоммуникаций в целом?

- Изменившаяся и в стране, и в мире общеэкономическая ситуация не могла не отразиться на рынке. Поменялись потребности клиентов, они стали намного более внимательно относиться к любым инвестициям. Абсолютно все компании, вне зависимости от их размера и специфики, столкнулись с целым рядом вопросов, самыми актуальными из которых стали необходимость быстрого сокращения издержек, поиск новых рынков сбыта, повышение эффективности бизнеса.

Как эта ситуация отразилась на ИТ? Аналогично всем остальным рынкам – необходимость любых инвестиций стала рассматриваться более пристально. Заказчики очень тщательно просчитывают срок возврата сделанных вложений, отдачу от внедрения новой технологии бизнесу в целом. Руководители целого ряда предприятий сегодня думают только о том, как выжить. Они не пытаются адаптироваться под меняющиеся условия и, скорее, уходят в тень, ждут лучших времен. Их отношение к ИТ – полный отказ от любых инвестиций в этом направлении.

Более энергичные и нацеленные на будущее рассматривают ИТ как один из возможных способов сокращения издержек, гибкой адаптации к новым рыночным условиями и изменившемуся потребительскому спросу. Инвестиции в ИТ в этом случае делаются для того, чтобы избежать гораздо больших затрат в будущем, сократить риски непредвиденных платежей, которые в условиях нестабильной экономики намного серьезнее влияют на бизнес.

- Какой вклад в развитие рынка ПО внесла ваша компания?

- Основная идея, которой Autodesk следует уже более 26 лет, – демократизация технологий, позволяющих инженерам и архитекторам воплощать в жизнь новые идеи. Новые инструменты для цифрового моделирования позволяют разрабатывать, проектировать новые изделия, здания, объекты инфраструктуры намного быстрее и качественнее, чем это было раньше. Задача Autodesk - сделать так, чтобы решения мирового уровня, позволяющие как достичь максимума производительности, так и значительно повысить качество проектов, были максимально доступны и крупным предприятиям, и, что очень важно, малому и среднему бизнесу с точки зрения цены и удобства выбора, обучения, владения, внедрения.

Жизнь вокруг нас стремительно меняется. Одна из глобальных тенденций, существующих в мире – цифровая жизнь. Все больше информации мы используем и храним в цифровом виде. Даже бабушки у нас уже пользуются мобильными телефонами, пишут СМС и фотографируют внуков цифровыми фотоаппаратами. Благодаря этому, скорости создания, использования, обмена информацией очень сильно возросли. Проектирование не стало исключением. Но здесь важно не просто чертеж перевести в электронный вид, а получить максимум от цифровых технологий.

К сожалению, в России этот процесс происходит намного медленнее, чем в той же Германии или Франции. И вызвано это, прежде всего, тем, что мы в течение очень долгого времени были изолированы от остального мира. С одной стороны, российская инженерная мысль совершенно гениальна - у нас очень много талантливых инженеров и архитекторов. С другой стороны, большинство из них работает в рамках определенных стандартов и процессов, которые зародились и развивались еще в годы Советского Союза. В то время требования к промышленным изделиям, к строящимся зданиям и дорогам были совершенно другими. Конечные потребители покупали то, что смогли найти в магазине, были счастливы получить любую квартиру, совершенно по-другому стоились процессы проектирования – они были замкнуты в рамках одного предприятия или института.

Сегодня же резко сократились сроки проектирования. Потребители получили возможность выбора, и они хотят купить не просто вещь, а то, что будет радовать глаз, будет удобно в использовании и при этом стоить разумные деньги. В результате, требования к проектным организациям стали совершенно другими. К сожалению, большинство наших проектных подразделений не вполне готово соответствовать этим требованиям и не всегда понимают, каким образом и в какую сторону надо меняться.

Задача Autodesk состоит в том, чтобы активно доносить информацию о том, какие современные технологии проектирования существуют и используются лучшими компаниями во всем мире, и делать инструменты проектирования, поддерживающие информационное моделирование или создание цифрового прототипа изделия, доступными всем инженерам, архитекторам, дизайнерам в СНГ.

- Каким образом компания Autodesk продвигает свои технологии в России? Что вы делаете для популяризации своих технологий здесь?

- Во-первых, мы проводим очень много информационных мероприятий. Например, в прошлом году в трех регионах России мы провели масштабные форумы, которые посетило около двух тысяч человек. Помимо этого, мы устраиваем так называемые "тест-драйвы", в ходе которых архитекторы, дизайнеры и проектировщики могут опробовать на конкретных примерах технологии информационного моделирования зданий и объектов инфраструктуры, цифрового прототипа, визуализации. Они видят, как происходит автоматизация рутинных операций, как организуется взаимодействие между различными подразделениями, принимающими участие в процессе проектирования.

В прошлом году серия тест-драйвов состояла из 550 мероприятий. В целом, более 6000 человек познакомилось с новыми технологиями. В этом году, несмотря на кризис, мы увеличили количество тем, которые будут затрагиваться в рамках тест-драйвов, и ожидаемое количество участников будет еще больше – около 10 000 профессионалов. 23 сентября в 40 городах СНГ пройдет Autodesk Форум. Мы приглашаем инженеров, архитекторов, руководителей отделов САПР совершенно бесплатно познакомиться и опробовать на деле наши решения, понять, насколько они эффективны и как могут помочь в реальной работе.

Немаловажным фактором для продвижения наших технологий является ценовая доступность. Кризис очень сильно сократил возможности по единовременным инвестициями, и, идя на встречу нашим клиентам, мы разработали специальную программу помощи бизнесу. Ее основная задача – помочь руководителям распределить инвестиции во времени и максимизировать их отдачу.

Во-первых, мы возобновили производство ранних версий-2008 AutoCAD и AutoCAD LT и стали продавать их по более низкой цене, нежели самые современные версии-2010. Таким образом, предприятие может совершить платеж как бы в два этапа. На первом приобретаются версии-2008 с целью легализации имеющегося ПО, а на втором - версии-2010 AutoCAD или же более функциональных и производительных отраслевых решений.

Второе важное нововведение – начало поставок годовых лицензий. Программные продукты Autodesk, как правило, не имеют ограничений по срокам использования. Годовые же лицензии, которые появились в прайс-листе в мае этого года, работают 13 месяцев. Их стоимость составляет 40% от текущей рекомендованной цены. После окончания действия первой годовой лицензии пользователь может приобрести лицензию на второй год, которая также будет стоить 40% от рекомендованной цены, или перейти на бессрочную лицензию за 70% от ее стоимости.

Таким образом, платеж происходит в течение двух или трех лет, а вот функционал, то есть все возможности системы, предприятие получает сразу. Благодаря такому подходу мы не только помогаем пользователям уйти от юридических рисков, но, что очень важно, предоставляем им самые современные инструменты проектирования и технологии, которые помогают справиться с увеличивающейся конкуренцией и повышающимися требованиями к проектным подразделениям.

Помимо этого, мы проводим и другие акции, например, "Премьер-Сервис в подарок". Ее задача – помочь пользователям на 100% использовать все возможности технологий и тем самым повысить эффективность вложений в системы автоматизированного проектирования.

- Насколько успешным был 2008 год для вашей компании в России?

- По данным финансовых отчетов, Autodesk в СНГ закончил 2008 год с 20%-м ростом. Безусловно, кризис сказывается на всех игроках рынка, а мы находимся в прямой зависимости от промышленных предприятий и строительных компаний. Преимущество Autodesk состоит в том, что бизнес компании очень сильно диверсифицирован. Кроме вышеперечисленных направлений, мы работаем с предприятиями коммунальной сферы, связи, являемся лидерами на рынке программ для анимации, графики и кино. Широко известный 3ds Max активно применяется при разработке компьютерных игр, Maya – для создания рекламных роликов и спецэффектов в кино и на телевидении. Таким образом, если "проседает" какая-либо часть рынка, она может быть компенсирована ростом других сегментов. Даже сейчас есть целый ряд отраслей, которые неплохо себя чувствуют в сложившихся условиях.

Помимо того, что мы работаем с большим количеством отраслей, у нас есть и очень широкая линейка продукции. Кроме ПО, которое помогает решать задачи в классическом виде, программные продукты, предлагаемые Autodesk, несут в себе и инновационные технологии, позволяющие удовлетворить самые специфические требования компании-пользователя и делающие ее бизнес более эффективным.

Что интересно, в последнее время наиболее востребованными оказались именно те решения, которые позволяют предприятию быть более инновационным. Напротив, продукты, поддерживающие классический способ работы, стали пользоваться меньшим спросом. Отсюда можно сделать вывод о том, что в предыдущие годы мы смогли донести информацию о технологиях и том, каких результатов они позволяют достичь, до руководства многих предприятий в России и СНГ. Сегодня клиенты видят в решениях, предлагаемых Autodesk, возможности во время кризиса начать выпускать продукцию с тем же или более высоким качеством, используя меньше ресурсов.

- Насколько значим для вас российский рынок? Как организован бизнес в России?

- Для Autodesk Россия является одним из самых приоритетных рынков. Несмотря на то, что у нас офисы в 106 странах мира, именно Россия находится под самым пристальным вниманием высшего руководства Autodesk. Сюда направляются очень значительные инвестиции в развитие продуктов и в расширение партнерской сети.

Бизнес Autodesk здесь построен следующим образом. В России у компании есть официальное представительство, которое работает в нескольких направлениях. Одним из этих направлений является получение и обоснование инвестиций в развитие бизнеса Autodesk в СНГ. Задача офиса - понять, куда инвестировать, сколько инвестировать и что это принесет компании в будущем.

Вторая очень важная для нас работа - это развитие партнерской сети. Все продажи, внедрение и техническая поддержка продукции Autodesk осуществляются через специально отобранных и обученных партнеров, которых мы называем авторизованными партнерами. Почему такая схема работы была выбрана нами? Россия - страна с огромными территориями, поэтому она требует к себе особого отношения. Наши клиенты живут в разных часовых поясах, им может потребоваться техническая поддержка, консультации по продуктам Autodesk, и эта возможность должна быть доступна в любой части страны и в любое время. Таким образом, единственная эффективная схема, которая позволяет осуществить поддержку такого уровня для клиентов во всех регионах, - это достаточное количество местных партнеров, способных прийти на помощь нашим потенциальным или существующим клиентам.

Сейчас у нас более 140 партнеров, причем желающих получить этот статус в десятки раз больше. Наша задача - построить такую партнерскую сеть, которая обладала бы не просто достаточной, но высокой квалификацией. У каждого нашего партнера есть технические специалисты, знания, навыки для того, чтобы не просто продавать "коробки", а, внимательно рассматривая запрос со стороны клиента, своими рекомендациями помочь построить наиболее эффективный процесс проектирования на предприятии, оказывать внедренческие и консалтинговые услуги. Со своей стороны, мы даем рекомендации своим клиентам по выбору кого-либо из наших партнеров, в зависимости от задач. Ну и, конечно, то, о чем мы с вами уже говорили – распространение информации о лучших мировых практиках проектирования, о современных технологиях и инструментах.

- Видите ли вы сейчас какие-либо "точки роста" для своего бизнеса в России?

- В этом отношении интересно посмотреть на то, что происходит на государственном уровне. Во-первых, это тема инноваций. Мы видим для себя точку роста в развитии инновационной экономики. Если у нас начнет появляться среда, инфраструктура для инноваций, поддерживаемая со стороны государства в виде законов, если будут иметь место программы для СМБ, то это позволит, в том числе, расти и продажам наших программных продуктов, потому что они являются непосредственными инструментами инноваторов.

Для того чтобы инновационные идеи, если они касаются нового изделия, были донесены до инвестора, изобретатель должен эти идеи продать. Ему надо представить свое изделие в наглядном виде, визуализировав свою задумку в виде цифрового прототипа, максимально близкого к реальности, понять, сочтут ли потенциальные потребители новинку достаточно привлекательной и удобной, оценить стоимость производства и, в конечном итоге, цену изделия для потребителя.

Если действовать в данной ситуации по старинке, то необходимо сделать опытный образец - физический прототип, потратив на эту работу время и деньги. А программные продукты, которые сейчас существуют на рынке, позволяют все этапы инноваций пройти в виртуальном мире. При этом, идея в цифровом виде будет выглядеть уже как осуществленный проект.

Воспользовавшись нашими программными решениями, изобретатель может визуализировать свою идею и сделать ее привлекательной для инвестора. На основе цифрового прототипа можно будет оценить, насколько потребители будут благосклонны к этой идее, и внести коррективы в соответствии с их пожеланиями. Цифровой прототип позволит и подсчитать стоимость изделия, и, опять же, откорректировать модель в соответствии с требованиями рынка или инвесторов.

Технология цифровых прототипов, позволяет изобретателям эффективно доносить инновационные идеи, доводить их до реализации или же отметать, если идея по какой-то причине оказалась неудачной. Все это может происходить быстро и с использованием только самих идей, знаний и опыта инженера, а также рабочего места, оснащенного необходимым программным обеспечением.

Еще одно важное направление и возможная точка роста для Autodesk - это усиление внимания к энерго- и ресурсосбережению. В связи с постоянным ростом цен на энергоресурсы в мире тема экологически рационального дизайна давно вышла на передний план. И если для России раньше это было менее актуально, то сейчас на государственном уровне снижение уровня энергопотребления, развитие ресурсосберегающих технологий считаются одними из основных приоритетов при развитии высокотехнологичной экономики.

Кажется очевидным, что основное загрязнение воздуха углекислыми газами в городах происходит за счет выхлопных газов, выделяемых средствами транспорта. Однако исследования показали, что более 38% выбросов происходит при строительстве и использовании зданий. Технологии, предлагаемые Autodesk, еще на этапе проектирования позволяют оценить, какое количество электроэнергии будет потреблять данное здание, и оптимизировать его. Информационная модель здания позволяет в виртуальной среде оценить, каким образом будут работать все коммуникации, как они поведут себя при возможной чрезвычайной ситуации, и благодаря этому заранее заложить в проект системы, которые позволят минимизировать потребление любых ресурсов.

Согласно существующей статистике, из всех затрат, приходящихся на жизненный цикл здания, 20% идет на проектировании и 80% - на эксплуатацию. Таким образом, если на этапе проектирования девелопер инвестирует в то, чтобы создать здание, которому необходимо меньше ресурсов, то на этапе эксплуатации, который обходится владельцам значительно дороже, достигается более значительная экономия, и инвестиции возвращаются многократно.

- Какие цели ставит перед собой ваша компания в 2009 году?

- Основная наша цель - сохранить положительную динамику в развитии бизнеса компании и продолжить ту работу по демократизации технологий проектирования и цифрового моделирования, которую Autodesk ведет во всем мире. Наша задача - сделать так, чтобы они были доступны любому инженеру, архитектору, проектировщику как в России, так и в странах СНГ.

- Как вы оцениваете перспективы развития российского рынка ПО на ближайшие несколько лет?

Рынок программного обеспечения - это всегда вторая или третья производная от общеэкономической ситуации в стране. Мы давно заметили очень четкую корреляцию между изменениями объема ВВП и количественными показателями наших продаж. Как только начнется общий подъем экономики, рынок ПО также начнет подниматься и развиваться. Другой вопрос, что существует определенный промежуток во времени между оживлением экономики и реакцией рынка ПО. ИТ-рынок будет подниматься медленнее, чем экономика.

Безусловно, сейчас будут лучше себя чувствовать те продукты, которые позволяют экономить и повышать конкурентоспособность компаний. Если говорить о рынке в широком смысле, то в настоящее время набирают популярность решения, которые позволяют организовывать виртуальное общение и экономить на командировках. Мы работаем на более специализированном рынке программного проектирования, но и у нас есть такие программные продукты, которые позволяют, инвестировав сейчас, в конечном итоге экономить - именно это ПО будет наиболее востребовано в ближайшее время. Будут развиваться и те сервисные услуги, которые позволяют существенно сократить время возврата от инвестиций.

©  @Astera