Астрономы выяснили, как сформировалась сложная планетарная туманность

Астрономы сделали снимки в высоком разрешении планетарной туманности NGC 1514. Ученые смогли получить данные о строении этой системы и ее химическом составе, которые помогут лучше понять ее природу.

Открытая 230 лет назад туманность NGC 1514 до сих пор остается одним из самых загадочных объектов подобного рода. Астрономы смогли больше узнать о ней благодаря данным с трех телескопов по всему миру

Планетарные туманности — это расширяющиеся газопылевые оболочки, которые выбрасывает звезда в процессе превращения из звезды главной последовательности в красный гигант или белый карлик. Такие объекты встречаются относительно редко, но они очень важны для астрономов, изучающих химическую эволюцию звезд и галактик.

NGC 1514 — это туманность в созвездии Тельца, открытая Уильямом Гершелем в 1790 году. Она расположена на расстоянии примерно 800 световых лет от Земли. Этот объект имеет сложную морфологию, которая явно не вписывается в известные сегодня астрономам типы. Кроме того, в ее центре находится необычная звезда, обозначенная BD+30623, которая является двойной системой с орбитальным периодом около 3300 дней. Это самый большой орбитальный период из всех двойных звезд в планетарных туманностях.

Теперь астрофизики смогли внимательно изучить NGC 1514 и исследовать ее свойства. Они получили оптические спектры и изображения этого объекта в высоком разрешении при помощи спектрографа CAFOS на 2,2-метровом телескопе обсерватории Calar Alto, спектрометра Manchester Echelle обсерватории San Pedro Martir и спектрографа высокой пропускной способности Goodman на телескопе SOAR.

На основе собранных данных астрономы создали 3D-модель NGC 1514, которая предоставила необходимую информацию об основных структурных компонентах этой туманности, а также их кинематике. Модель предполагает, что NGC 1514 состоит из внутренней искаженной оболочки (которая изначально была сферической) с дополнительными областями сферической формы и внешней оболочки, окружающей весь объект.

Астрономы отметили, что NGC 1514 также имеет два четко очерченных кольца излучения в среднем инфракрасном диапазоне, что может указывать на бочкообразную структуру туманности. Сравнивая эти кольца с аналогичными характеристиками в нескольких других планетарных туманностях, авторы обнаружили, что бочкообразная структура в NGC 1514 имеет наклон примерно 28 градусов. Дальнейшие более глубокие спектроскопические наблюдения NGC 1514 необходимы для того, чтобы получить более полное представление о химическом составе этого объекта.

Исследование опубликовано на сайте препринтов ArXiv.org.