Астрономы обнаружили новые спутники Нептуна и Урана

Астрономы открыли две крошечные луны были обнаружены вокруг планеты Нептун, а еще одну луна вокруг планеты Уран. Теперь общее число спутников Нептуна составляет 16, а Урана — 28. О трёх новых лунах было объявлено 23 февраля Центром малых планет Международного астрономического союза, научным органом, ответственным за обозначение планет, комет и спутников в Солнечной системе.

Новая луна вокруг Урана стала первым спутником, обнаруженным в течение более двух десятилетий. Её размеры — всего 8 километров в диаметре, а полный оборот Урана занимает 680 дней. По своим размерам эта новая луна меньше спутника Марса Деймос, который считается одним из самых маленьких в Солнечной системе и имеет диаметр 13 километров. Согласно заявлению Института науки Карнеги, эта луна в настоящее время называется S/2023 U1 до тех пор, пока ей не будет присвоено имя в честь шекспировского персонажа.

Астрономы обнаружили новые спутники Нептуна и УранаИзображение нового спутника Урана S/2023 U1, сделанное телескопом «Магеллан» 4 ноября 2023 года. Уран находится недалеко в левом верхнем углу, его видно по усиленному рассеянному свету. S/2023 U1 — слабая светящаяся точка в центре изображения. Источник: Scott Sheppard

Новая луна Нептуна, условно обозначаемая как S/2002 N5, больше — 23 километра в диаметре, она находится на 9-летней орбите вокруг планеты. Вторая открытая луна, получившая имя S/2021 N1, имеет диаметр 14 километров и её полный оборот вокруг Нептуна занимает 27 лет. Оба спутника Нептуна в ближайшем будущем получат имена в честь морских богов и нимф греческой мифологии.

Открытие все новых спутников было сделано с использованием обсерваторий на Гавайях и в Чили Скоттом Шеппардом, научным сотрудником Carnegie Science, в сотрудничестве с Мариной Брозович и Бобом Джейкобсоном из Лаборатории реактивного движения NASA (JPL), Дэвидом Толеном из Гавайского университета, Чадом Трухильо из Северного университета, Университет Аризоны и Патриком София Ликава из Университета Киндай.

Новые луны — «самые слабые, обнаруженные вокруг этих планет-гигантов с помощью наземных телескопов. Чтобы обнаружить такие слабые объекты, потребовалась специальная обработка изображений», — рассказал Шеппард в дополнении к новости.

Первую из новых лун Урана удалось обнаружить в ноябре прошлого года с использованием телескопа Магеллан на Чилийских Андах. Дополнительные наблюдения впоследствии, в сочетании с предсказаниями учёных JPL, подтвердили открытие.

Астрономы обнаружили новые спутники Нептуна и УранаНа новую луну Урана, S/2023 U1, указывает желтая стрелка на нижнем изображении. Источник: Scott Sheppard / Carnegie Science

Спутники Нептуна впервые были замечены в сентябре 2021 года. После подтверждения орбиты более яркого спутника S/2002 N5, этот спутник был прослежен до объекта, замеченного на орбите Нептуна в 2003 году, тогда же объект был потерян до окончательного подтверждения его обращения вокруг планеты. Более слабый спутник S/2021 N1 был обнаружен с помощью «Европейского экстремально большого телескопа» в Чили и «Гемини» на Гавайях. Используя эти телескопы, Шеппард и его коллеги сделали серию пятиминутных экспозиций в течение трёх-четырёхчасовых периодов. Эти кадры позже были «наслоены», так что спутники стали более чёткими и различимыми.

Все три новые луны имеют орбиты с большим углом наклона относительно плоскости родительских планет. Это указывает на то, что они не образовались у планет, а были захвачены их гравитационным влиянием.