Астрофизики Калифорнийского университета провели исследование, моделирующее формирование малых галактик после Большого взрыва, в котором впервые учли взаимодействия между газом и тёмной материей, которые ранее не учитывались. Исследователи обнаружили, что галактики оказываются куда меньшими, но намного ярче и образуются значительно быстрее, чем предсказывают типичные симуляции, игнорирующие эти взаимодействия.

Карликовые галактики покрывают всю Вселенную и рассматриваются как самый ранний тип галактик. Они представляют особый интерес для учёных, исследующих происхождение Вселенной. Однако многие из них не соответствуют тому, что они ожидали найти. Например, близкие ко Млечному Пути галактики вращаются быстрее или имеют менее плотную структуру, чем предсказывают модели. Это указывает на то, что в моделированиях может не хватать учёта взаимодействия между газом и тёмной материей.

Астрофизики предположили, что «невидимая» тёмная материя в эпоху ранней Вселенной помогала создавать пока что не видимые яркие карликовые галактикиСоставная часть Квинтета Стефана, визуальной группы из пяти галактик, построенная из почти 1000 отдельных изображений, полученных с космического телескопа «Джеймс Уэбб». Астрофизики Калифорнийского университета полагают, что если теории холодной тёмной материи верны, то «Джеймс Уэбб» должен найти крошечные яркие галактики ранней Вселенной. Источник: NASA

Новое исследование усовершенствовало моделирование, учитывая взаимодействие между тёмной материей и газом, и показало, что эти карликовые галактики, возможно, были намного ярче, чем ожидалось на ранних этапах формирования Вселенной.

Авторы исследования предлагают искать такие яркие малые галактики с помощью телескопа «Джеймс Уэбб». Если будут найдены только слабые галактики, то это может означать, что некоторые представления о тёмной материи придется пересмотреть.

Тёмная материя, не взаимодействующая с электромагнетизмом или светом, играет важную роль в формировании галактик. Её присутствие можно установить только через гравитационное воздействие на обычную материю. Предполагается, что около 84% материи во Вселенной составляет тёмная материя, но она не была непосредственно обнаружена.

Все галактики окутаны облаками тёмной материи, считается, что тёмная материя была необходима для их формирования. Стандартная космологическая модель, используемая астрофизиками, объясняет, как сгустки тёмной материи в ранней Вселенной притягивали обычную материю через гравитацию, что привело к образованию звёзд и галактик. Однако большая часть частиц тёмной материи движется гораздо медленнее скорости света, поэтому этот процесс накопления должен был происходить постепенно.

Более 13 миллиардов лет назад, до образования первых галактик, газ протекал быстрее мимо медленно движущейся тёмной материи, которая должна была притянуть его и способствовать формированию галактик.

«В моделях, которые не учитывают потоковое взаимодействие, именно это и происходит. Газ притягивается гравитационно к тёмной материи и образует сгустки, достаточно плотные для синтеза водорода, что в свою очередь приводит к формированию звёзд, подобных нашему Солнцу», — объясняет Клэр Уильямс, главный автор статьи и аспирант Калифорнийского университета.

Однако Клэр Уильямс и её коллеги обнаружили, что при учёте потоковых взаимодействий между тёмной материей и газом, газ отходил от тёмной материи и не мог сразу составить звёзды. Лишь через миллионы лет, газ возвращался в галактики, и процесс звездообразования ускорялся. В результате этих малых галактиках образовывались больше молодых, горячих и светящихся звёзд, поэтому они сияли гораздо ярче.

Исследование даёт новые научные представления о процессе формирования малых галактик после Большого взрыва и позволяет лучше понять роль тёмной материи в этом процессе. Дальнейшее исследование и поиск таких ярких малых галактик поможет уточнить представления о тёмной материи и её роли в эволюции Вселенной.