«Японский Генри Форд» — как Соичиро Хонда развивал Honda

Обозреватель vc.ru изучил биографию японского предпринимателя Соичиро Хонды, прошедшего путь от механика до основателя революционной компании Honda и изобретателя, получившего за жизнь около 150 патентов.

dc5f8f8227040c.jpgCоичиро Хонда

Ранние годы Соичиро Хонда. Первый самостоятельный бизнес

Соичиро Хонда родился в 1906 году в деревне недалеко от города Хамамацу, в семье кузнеца. Хотя его отец был мастером в своем деле, семья жила очень бедно. В попытках свести концы с концами Хонда-старший занялся починкой велосипедов, а Соичиро довольно рано стал ему в этом помогать.

Есть сведения, что пятеро детей Хонда умерли от голода. Если это и так, причина была не столько в бедности семьи, сколько в неурожайных годах в стране.

Рассказывают, что предприниматель на всю жизнь запомнил свою первую детскую встречу с автомобилем. Машина проехала по деревне мимо Хонды, и он бежал за ней до самого поворота. Когда автомобиль скрылся из виду, мальчик заметил на земле несколько капель машинного масла и натер им руки: настолько ему понравился этот запах.

В школе дела у Соичиро шли не лучшим образом: он ненавидел заучивание и формальности, да и читать не любил. Практический подход к учебе Соичиро поддерживал всю жизнь: он не любил университетских профессоров, особенно инженерных специальностей, ведь те обучали студентов, не имея практических навыков работы.

Сам Соичиро с детства мастерил игрушки, помогал отцу и предпочитал эксперименты пустому заучиванию. Первую серьезную работу Хонда получил в 15 лет. Однажды в журнале «Мир велосипедной промышленности» он прочел объявление о том, что фирма Art Shokai ищет ассистента механика. Хонда загорелся, уговорил родных и, окончив школу, отправился в Токио, в автомастерскую этой фирмы.

Устроившись в Art Shokai, Хонда надеялся получить практические навыки, познакомиться с устройством автомобиля и стать профессионалом. Его надежды не оправдались: из-за возраста и небольшого опыта ему чаще поручали присмотреть за младшим сыном владельца фирмы, убраться и приготовить еду.

Соичиро повезло: неожиданно для жителей Токио выпало слишком много снега, и автомобили стали часто ломаться. Art Shokai неожиданно получила огромное количество клиентов, свободных рук не хватало, и Хонду пришлось перевести на желанную работу.

Юноша быстро зарекомендовал себя как человек, чуть ли не интуитивно чувствующий причину поломки. Главе Art Shokai Юзо Сакакибаре стало ясно, какой талант ему достался, и Хонда с тех пор не приглядывал за его детьми и только работал в мастерской.

Есть и другая версия событий: будто бы в ходе Токийского землетрясения Соичиро позаботился о безопасности сына Сакакибаре, а еще, впервые сев за руль, спас из горящего гаража несколько автомобилей. Позже он участвовал в спасательных работах и стал для города настоящим героем. Большинство механиков после землетрясения занялись восстановлением своих жилищ, поэтому помощник Сакакибаре получил возможность работать в мастерской и наконец проявил свои способности.

Итог обеих историй один — Хонда наконец смог заниматься любимым делом.

В Токио Хонда провел шесть лет. Получив необходимые знания, он задумался о собственном бизнесе. В 1928 году он ушел с работы и отправился в Хамамацу, где создал небольшую ремонтную мастерскую — филиал Art Shokai.

Мастерские в городе уже были, но Хонда был профессионалом, и его клиентская база постоянно росла. Вместе с этим Соичиро начал внедрять новые стандарты — например, железные колесные спицы вместо деревянных. Это изобретение было запатентовано. Получив признание и клиентов, Хонда разбогател, после чего открылась новая черта его личности — любовь к риску.

Есть сведения, что Хонда иногда посещал заведения для азартных игр, но редко проигрывался. Информация о его загулах обрывочна, но Соичиро приписывают злоупотребление алкоголем и развлечения в компании женщин.

Кроме того, предприниматель обожал участвовать в гонках. В 1936 году очередной заезд закончился печально: будучи лидером, Хонда перед самым финишем попал в аварию и на три месяца оказался в больнице. Считалось, что ему сильно повезло остаться живым. После этого случая карьеру гонщика пришлось прекратить.

Зато в этом заезде Хонда разогнался до 120 километров в час, поставив рекорд средней скорости, который никто не мог побить чуть ли не десять лет.

8250c2bda59cee.jpgТа самая авария, в которую попал Хонда в 1936 году

После аварии Honda задумался о том, чтобы сделать из филиала Art Shokai отдельную компанию, которая будет производить поршневые кольца. Инвесторы Соичиро не поддержали, но он не сдался.

В 1936 году Хонда создал компанию Tokai Seiki Heavy Industries, президентом которой стал Шичиро Като. Компания должна была производить детали для автомобилей. На первых порах Соичиро днем работал в Art Shokai, а ночью разрабатывал те самые поршневые кольца. Через три года Хонда покинул Art Shokai и возглавил Tokai. Есть версии, что эта компания была создана в 1937 году и Соичиро немедленно стал ее главой.

В процессе разработки Хонде пришлось изучать литье. Он считал себя специалистом в этой области, но на деле столкнулся с трудностями. Созданные кольца оказались неэластичными, а это вредило продукции. Тогда Хонда стал в качестве студента-заочника посещать специализированные лекции. Меньше чем через год он смог использовать новые знания на производстве, значительно улучшив качество поршневых колец. Официально он их запатентовал в 1938 году.

Благодаря этому успеху компания получила заказчика в лице Toyota, и ей потребовались дополнительные производственные мощности. Хонда решил построить новый завод, но в милитаризованной Японии не хватало цемента, и начинающему предпринимателю получить его было сложно. Соичиро не растерялся и принялся за создание своего цемента.

Руководство Toyota так высоко оценило Хонду, что в 1942 году автомобильный гигант приобрел 40% Tokai. Есть сведения, что первую партию продукции Хонда отправил Toyota почти сразу после основания компании, но тогда качество им не понравилось. Тогда Хонда и пошел учиться.

Перед войной Хонда успел создать две полезные разработки: оборудование для автоматического производства поршневых колец и оснащение для выпуска самолетных пропеллеров. Компания получила всестороннюю поддержку правительства, а ее руководитель удостоился государственных наград. Если нужных инструментов не находилось, Хонда создавал их сам — в результате еще до войны он получил около 50 патентов и неформальное прозвище «японский Эдисон».

Во время войны Tokai продолжала работать, но ее завод располагался недалеко от базы ВВС и сильно пострадал от бомбардировок. Усугубило ущерб землетрясение в начале 1945 года. В итоге после войны бизнес Хонды был в таком же плачевном состоянии, как и вся Япония. Соичиро решил, что тяжелые времена лучше переждать вне бизнеса, и продал свою компанию за 450 тысяч иен.

В послевоенные годы, пока многие другие японцы пытались выжить, Хонда развлекался: например, купив цистерну спирта, изготовлял виски и саке, а также по собственной системе производил соль. Готовые продукты у него покупали соседи.

Создание Honda. Производство мотоциклов

В 1946 году Хонда сделал одно из самых важных своих изобретений, которое подтолкнуло его к созданию нового бизнеса. После войны Япония страдала от нехватки транспорта и бензина. Однажды один из знакомых Хонды притащил ему найденный небольшой двигатель, работающий на керосине. Тот, поразмыслив, установил двигатель на велосипед, сделав из него некое подобие мопеда.

По другой версии, Хонда в гостях у друга обратил внимание на лежавший во дворе моторчик от генератора для беспроводного радио. За время отдыха Соичиро не растерял изобретательских способностей и быстро нашел ему применение: установил моторчик на велосипед.

Свое изобретение предприниматель подарил жене. Учитывая послевоенные проблемы с транспортом, импровизированный мопед стал отличным способом передвижения, и все знакомые изобретателя захотели себе такой же.

В 1946 году Хонда создал Honda Technical Research Institute. 12 сотрудников разместились в полуразрушенном здании бывшего военного завода. Чтобы привлечь деньги на создание компании, Хонда писал владельцам магазинов велосипедов и предлагал помочь ему возродить Японию. В общей сложности он связался с 18 тысячами продавцов. Помочь согласились 5 тысяч из них — они же стали инвесторами компании.

Есть сведения, что первой покупкой Хонды была большая партия моторчиков Tohatsu из генераторов для радио, оставшихся после войны. Когда они закончились, изобретатель создал собственный двигатель, скопировав ранее использованную технологию.

В 1947 году был создан двигатель A-type, ставший первым в этой серии. Некоторые источники утверждают, что именно он получил неофициальное название Bata-Bata — в честь звука, который издавал. Есть и мнение, что это прозвище имела уже первая версия мопеда Хонды.

Некоторые источники утверждают, что Хонда создал A-type еще в 1945 году, хотя по официальной версии он появился двумя годами позже. Также есть около 10 версий истории о том, как Хонда создавал компании и пришел к мысли установить двигатель на велосипед.

887115b3b6437d.jpgHonda A-type

С самого начала работы Хонда убеждал своих сотрудников в величии компании и ее миссии. Он обещал, что компания скоро станет известна во всем мире. Слова оказались пророческими, но сначала они были просто средством для мотивации.

В 1948 году Honda Technical Research Institute сменила название на Honda Motor Company. В 1949 году в качестве управляющего в компанию пришел инвестор Такео Фуджисава — в отличие от Хонды, специалист в продвижении и продажах.

Фуджисаву часто называют сооснователем компании, а Хонда, который до того все контролировал сам, даже согласился разделить с Фуджисавой обязанности. Изобретатель смог сконцентрироваться на разработке, а Такео занялся переговорами и управлением персоналом. Кроме того, Фуджисава вложил в компанию деньги.

456c9391ca5a82.jpgСоичиро Хонда и Такео Фуджисава

В 1949 году на рынок был выпущен первый мотоцикл компании, Dream Type D. Разработка шла два года — учитывая экономические сложности страны, уже это было достижением. Имя мотоциклу дал один из инженеров: увидев испытания мотоцикла, он сказал, что это мечта.

В 1951 году компания выпустила новую версию мотоцикла, а также открыла завод Honda в Токио. Через два года в столице Японии откроется штаб-квартира Honda Motor Company. Успешная линейка мотоциклов позволила Honda в 1954 году получить 15% рынка, но высокий спрос выявил проблему гиганта — слишком медленное производство.

Honda Dream Type D

В 1953 году появилась новая модель мотоциклов — Benly J-Type. Она создавалась как недорогое и удобное в управлении средство передвижения.

Руководители компании по-разному смотрели на перспективы развития: Фуджисава считал главной целью увеличение продаж и прибыли, а Хонда имел более глобальные и в то же время рискованные планы. Производить мотоциклы исключительно для японского рынка ему было мало, и он начал продвигать их на международной арене. Ему хотелось производить непревзойденные гоночные мотоциклы.

Фуджисаве Хонда представил гонки как отличный способ рекламы. В 1953 году в Японии начался экономический спад, поэтому идея скорейшего выхода на международный рынок казалась неплохой, и Фуджисава согласился с партнером.

В 1953 году команда мотоциклистов Honda отправилась в Бразилию для участия в гонке. Компанию подвели гонщики: один заболел и не смог участвовать, а второй финишировал 13-м из 25 участников.

Проиграв, Хонда не сдался. Целью предпринимателя были гонки ТТ — самое престижное в то время соревнование мотоциклистов и отличное испытание для производителей из разных стран. В 1954 году Хонда отправился посмотреть на них в качестве зрителя. Он оценил уровень европейских конкурентов и неприятно удивился недостаткам собственных двигателей.

Хонда отправился в путешествие по заводам крупных европейских производителей —изучать особенности продукции и методы работы. Купив разработки конкурентов, в том числе двигатели, предприниматель вернулся в Японию.

В своей стране Honda занимала лидерские позиции в производстве мотоциклов и выпускала около 130 штук в день. Для мирового рынка эта цифра была не настолько впечатляющей, так что нужно было увеличивать обороты не только в технологиях, но и в производстве. Уже в 1959 году компания производила около 1300 мотоциклов в день — такой показатель сделал Honda мировым лидером отрасли.

В 1954 году появился скутер Juno K-Type — первый в мире мотоцикл, позволяющий запускать двигатель без ручной заводки. Рост компании потребовал развития производственной инфраструктуры. На открытие нового завода и покупку оборудования было потрачено около 10 млн иен. Это усложнило положение Honda и, по мнению некоторых источников, чуть не привело ее к банкротству.

Несмотря на сложности, Хонда продолжал разрабатывать новую продукцию, а Фуджисава делал все возможное для ее продвижения. Помогло и правительство: изменение в дорожном законодательстве страны спровоцировало скачок продаж.

В 1957 году появился мотоцикл Dream C70. Кроме отличных технических характеристик, он получил еще и оригинальный дизайн, в разработке которого участвовал сам Хонда. Концепция получила название «Буддийский храм».

Dream C70

В 1958 году произошло событие, сильно повлиявшее на историю компании, — вышел мотоцикл Honda Super Сub. Инициатором его разработки стал Фуджисава: он предложил создать маленький, комфортный, а главное, легкий в управлении мотоцикл. Инженерам Фуджисава объяснил это так: мотоцикл должен быть настолько простым в управлении, чтобы его можно было вести одной рукой, во второй держа лоток с лапшой, — тогда его купит каждый разносчик лапши в стране.

Хонде идея понравилась, и он воплотил ее в жизнь. Увидев готовую модель, названную Super Cub, Фуджисава заявил, что сможет продавать по 30 тысяч мотоциклов в месяц, — для японского рынка это был астрономический объем. Чтобы достичь такого показателя, для производства Super Cub пришлось построить отдельный завод. Через некоторое время завод был усовершенствован и производил уже не 30 тысяч, а 50 тысяч новых мотоциклов в месяц.

Модель создавалась не столько для японского, сколько для американского рынка. Интеграцию компания начнет в 1959 году, создав дочернее предприятие American Honda Motor Company. В этом же году Super Сub с еще несколькими моделями мотоциклов вышел на рынок США. Аналитики сочли этот ход опасным, но ошиблись: недорогой и технически удачный Super Cub ставил рекорды продаж.

Honda Super Сub

В 1963 году была запущена рекламная кампания 'You meet the nicest people on a Honda'. Прежде мотоциклы были увлечением для немногих, они считались частью байкерской культуры и у многих ассоциировались с преступлениями. Кампания же показала, что мотоцикл может быть просто удобным средством передвижения для любого человека, даже если он не относит себя ни к каким субкультурам. К 1964 году каждый второй мотоцикл, проданный в США, был создан Honda.

Сам Хонда тем временем не забывал о своей мечте — чтобы его мотоциклы выиграли гонку. В 1959 году в гонках ТТ один из пилотов компании занял шестое место. Показатель был хорош, но Хонде этого не хватило.

Триумф произошел в 1961 году, когда гонщики Honda заняли первые пять мест среди мотоциклов класса 125 и 240 кубических сантиметров. Хонда, как и обещал, доказал миру преимущество своей компании.

В начале 1960-х годов компания продавала около 100 тысяч моделей в месяц — для отрасли это был абсолютный рекорд. Завод компании появился на Тайване. Также Honda начала интеграцию в Европе, создав представительство в Германии.

Создание автостроительного направления Honda

Достигнув успеха на рынке мотоциклов, Хонда собрался запустить автомобильное направление. Предпринимателя особенно привлекали гонки «Формулы 1». Хонда, как обычно, поставил глобальную цель — создать самый комфортабельный и при этом самый дешевый автомобиль в мире.

Правда, здесь не все было гладко: Министерство внешней торговли и промышленности Японии заявило, что автомобильных производителей в cтране уже хватает. Хонда сделал несколько попыток привлечь внимание правительства, но оно предпочитало продвигать на международный рынок Nissan и Toyota. Компания начала разработку без господдержки.

В 1962 году появился малогабаритный спортивный автомобиль Honda S360. Двухдверную машину с откидным верхом, перенявшую некоторые технические особенности и дизайн мотоциклов Honda, хорошо приняла публика на выставке в Токио. Тем не менее модель не вышла в продажу: для Хонды это был лишь пробный вариант. На рынок отправили S500, появившуюся в 1963 году.

14d2621b900260.jpgHonda S360

В этом же 1963 году был представлен легкий грузовик T360. Обе модели получили широкое распространение, и скоро Министерство внешней торговли вынуждено было оказывать поддержку Хонде, который уже доказал, что в помощи особенно не нуждается.

В 1960-е годы руководство Yamaha, узнав, что Хонда переключился на автомобили, решило уменьшить долю конкурента на рынке мотоциклов: компания выпустила несколько новых моделей и снизила их стоимость. Но руководители Yamaha переоценили увлеченность Хонды машинами: тот им ответил, используя все доступные ресурсы компании. Yamaha так и не добилась своего, да еще пострадала в процессе борьбы.

Хонда по-прежнему вынашивал идею победы в «Формуле 1», которую озвучил на весь мир в 1964 году. В этом же году команда компании дебютировала в гонке, но победить ей ни разу не удалось. В 1965 году был представлен болид Honda RA272, и на нем американский пилот команды Honda Ричи Гинтер выиграл гран-при Мексики, добыв компании первую победу в истории.

2f1fc49060fdfa.jpgHonda RA272

В дальнейшем Honda успеет несколько раз покинуть соревнование и вернуться. В 1980-е годы Honda поставляла двигатели попеременно для разных команд, в том числе и для McLaren. Ее пилотом тогда был знаменитый Айртон Сенна, ставший близким другом Хонды.

Сенна принимал участие в разработке спортивной модели Honda NSX, которая появилась в 1990 году и стала сильным конкурентом для спорткаров вроде Ferrrari.

В 1966 году была представлена Honda N360, известная компактными размерами. Впрочем, гораздо популярнее стала другая модель этого года — Honda S800. В то время она считалась вершиной мастерства японских инженеров и эталоном разработок Honda. Модель сразу продавалась не только на внутреннем рынке, но и в других странах.

Кроме этого компания расширяла линейку массовых автомобилей. В частности, в 1965 году появился Honda L800. В 1970 году был выпущен седан Honda N600 — компактная, качественная и относительно недорогая ($1300) модель была хорошо встречена аудиторией.

Через два года седан N600 сместила с позиций новая разработка — Honda Civic. Автомобиль первого поколения Civic был чрезвычайно компактным, но сильно выделялся внешним видом. Он известен тем, что смог навязать конкуренцию европейским компактным автомобилям. Через год компания представила версию с двигателем CVCC, а также спортивную Civic RS.

Первое поколение Honda Civic

Двигатель CVCC был уникальной разработкой Honda, которой выдерживал ограничения выбросов в атмосферу, установленные в то время в США. К введению новых экологических норм готовились заранее, и Хонда направил все усилия инженеров на создание двигателя с воздушным охлаждением.

Сами инженеры считали, что задача создать такой двигатель, который бы еще и соответствовал экологическим нормам, была почти нерешаемой. Переубедить Хонду было сложно. Пришлось вмешаться Фуджисаве: он задал партнеру вопрос, кем тот хочет быть — президентом или простым инженером. Хонда сдался, а его инженеры в 1972 году представили СVCC.

В 1973 году начался мировой нефтяной кризис. Японские производители начали снижать объем производства, повышать цены и сокращать издержки. Некоторые источники считают это коллективным решением — другие утверждают, что это была стандартная кризисная стратегия.

Хонда предпочел действовать иначе и пойти на риск — удвоил мощности, но снизил цены. Этот шаг оправдался, и компания получала прибыль, в то время как ее соперники теряли деньги. Помогла успеху и экономичная Honda Civic. Кстати, считается, что в Японию кризис пришел в 1974 году, когда Хонда уже покинул оперативное руководство. Видимо, даже после отставки он играл для компании более важную роль, чем могло показаться на первый взгляд.

Пост президента Хонда оставил в 1973 году. В это же время Honda покинул и Фуджисава. Хонда сохранил за собой пост директора, консультировал новых руководителей и участвовал в интересных проектах. Окончательно он покинул компанию в 1983 году, хотя и оставался советником до конца жизни.

В отличие от многих других предпринимателей, Хонда не стал передавать управление детям, считая такой шаг вредным для компании. Эта черта выгодно отличала его от других японских предпринимателей, склонных к созданию целых управленческих кланов. Одним из последствий ухода Соичиро стало расширение производственной линейки Honda — например, в продажу поступили фирменные газонокосилки.

Личность и предпринимательские взгляды Соичиро Хонды

Хонда всю жизнь был известен как бунтарь. Яркий пример — его желание явиться на вручение императорской награды в робе (для японцев такая награда считается огромной честью, и протокол мероприятия предписывает мужчинам фрак). Хонда отказался от затеи только после угрозы, что за нарушение протокола награду ему не дадут вовсе.

Хонда всю жизнь делал все вопреки политическому курсу. Главным его противником среди политиков был Хаято Икэда, ставший в 1960 году премьер-министром Японии. Он делал ставку на Nissan и Toyota, а остальных производителей автомобилей собирался объединить в одну компанию. Тем не менее Хонда вошел на рынок и не соглашался на переговоры. Позже он гордился тем, что добился успеха вопреки правительству.

Еще одно важное качество Хонды — ориентация на перспективу и желание создавать инновации, а не удовлетворяться тем, что есть. Эта его черта видна даже по детскому восторгу от автомобилей, которых тогда в Японии было мало. Хонда оценил потенциал автомобилей и мотоциклов, сделав многое для их развития. Популярно мнение о том, что Хонда, придя в мотостроительную отрасль, сделал застойный рынок чрезвычайно динамичным.

Из-за Honda другие производители были вынуждены активно внедрять инновации, чтобы остаться в игре. Есть сведения, что предприниматель раньше времени отошел от руководства Honda (для Японии 67 лет — это рано) из-за того, что посчитал свое мнение уже слишком консервативным.

Айртон Сенна и Соичиро Хонда

По характеру Хонда был скорее похож на американских предпринимателей. Он часто принимал интуитивные решения, шел на риски и был чрезвычайно нетерпеливым человеком. Хонда поддерживал мнение Эдисона о том, что ключевой способ достичь успеха — это метод проб и ошибок. По словам Хонды, успех составляет только 1%, а 99%— неудачи.

В компании у него было прозвище » Мистер Гром» из-за эмоциональности, резкой манеры действовать и принимать решения. Еще одним качеством Хонды считается любовь к риску — начиная от гонок и заканчивая проверкой качества автомобилей Honda перед их выпуском.

Когда Хонде было за 60, он получил лицензию на управление вертолетом. Первый полет прошел в обычном для него экстремальном режиме и сильно напугал пассажиров. Хонда согласился, чтобы вертолетом в дальнейшем управляли профессионалы, а сам удовлетворился ролью пассажира.

К разработке Хонда подходил с особой тщательностью. Созданные им автомобили и мотоциклы сравнивают с ювелирными или архитектурными шедеврами, причем речь идет о всех их составляющих, начиная от технических особенностей и заканчивая дизайном.

При жизни Соичиро называли величайшим изобретателем и сравнивали с Томасом Эдисоном и Генри Фордом. Некоторые аналитики считают, что Хонда был лучшим после Форда предпринимателем автомобильной отрасли.

При подборе персонала Хонда отдавал предпочтение инженерам-механикам с практическим опытом. Он ненавидел формализованное образование и профессоров, которые рассуждают о двигателях, не сделав ничего своими руками. Для Хонды мнение опытного механика всегда перевешивало слова дипломированного специалиста или университетского преподавателя.

Можно встретить информацию, что уже после ухода из компании Хонда принимал участие в создании Honda Accord, появившейся в 1976 году. Автомобиль оставался самым продаваемым в США целое десятилетие. Соичиро отзывался о нем так: «Accord — согласие и гармония между человеком, обществом и автомобилем». Еще при жизни Хонды компания создала бренд люксовых автомобилей Acura и стала одним из крупнейших производителей автомобилей в мире.

Кроме участия в разработках, Хонда выполнял представительские функции и путешествовал, продвигая бренд Honda в разных странах. Имя Хонды было помещено в Зал автомобильной славы США, что поставило его в один ряд с создателями этой индустрии.

После отхода от операционного руководства Хонда заинтересовался НЛО и хитодама. Интерес не был мистическим — Соичиро просто задумался о создании аппарата, подобного НЛО. Для этого он собрал необходимую литературу, получил знания по аэродинамике и навестил NASA, но разработки в этой сфере ни к чему не привели.

Умер Соичиро Хонда в 1991 году от болезни почек. Айртон Сенна в знак памяти о друге участвовал в гонке с черной повязкой на рукаве и посвятил победу ему.

Honda без своего основателя

После смерти Хонды компания начала глобальную реструктуризацию, чтобы дать дочерним компаниям в других странах больше свободы действий. Решено было ввести в управление больше американцев, и по программе обмена опытом 50 сотрудников компании приехали в Японию из США.

В это же время было расширено обучение продажам в США, а для дилеров ввели дополнительные бонусы по $1000 за автомобиль. Эти действия были своевременными, но не решали проблему перенасыщенности автомобильного рынка. В начале 1990-х годов компания столкнулась с трудностями в этой сфере. В 1993 году продажи Accord упали на 35%, а Acura — на 17%, при этом уменьшилась доля японского рынка.

Honda компенсировала проблемы новыми продуктами. В 1993 году прославился электромобиль Dream, победивший в гонках World Solar Challenged. В 1994 году компания ограниченной серией выпустит электроскутер CUV-ES.

fba5a2c4d672d9.jpgЭлектромобиль Honda Dream

В 1997 году появился электромобиль Honda EV PLUS, который считается одной из первых подобных разработок лидеров отрасли. В 1997 году продажи компании вновь выросли, а производство достигло нового уровня — в месяц выходило 100 млн мотоциклов. В этом же году открылись новые производства в Индии, Бразилии, Турции, Индонезии и Вьетнаме. В 1998 году компания создала совместное предприятие в Китае.

В 2000 году был представлен робот Asimo, который мог помогать по дому людям с ограниченными возможностями. Его появлению предшествовали годы разработки и две серии роботов. Серия E появилась в 1986 году, первые роботы не имели рук и были скорее тестовыми образцами.

Серия P была гораздо совершеннее, и ее последняя модель больше походила на Asimo. После представления Asimo робот считался самым прогрессивными в мире, но к 2009 году их было всего 100. Последняя версия этих роботов представлена в 2014 году.

В 2000-е годы компания вполне успешно действовала и на основных для себя рынках. В 2005 году была представлена первая в мире подушка безопасности для мотоциклов, в 2006 году установленная на Honda Gold Wing. Honda придерживалась завещания своего основателя, выпуская современные, качественные и инновационные модели автомобилей.

Honda, как и раньше, работала на рынке двигателей, поставляя их другим крупным компаниям. В 2004 году в США была создана дочерняя компания Honda Aero для выпуска авиационных двигателей. В 2006 году появилась авиастроительная компания Honda Aircraft. В 2015 году были начаты продажи бизнес-самолета гиганта HondaJet.

В 2012 году Honda продала 15 млн двигателей внутреннего сгорания, став лидером отрасли. Среди автопроизводителей компания заняла восьмое место. В 2013 году было выпущено около 30 моделей автомобилей. В это же время британские страховые компании назвали автомобили Honda самыми надежными.

Сейчас главным рынком продаж Honda является США, затем Азия и внутренний рынок Японии. В закончившемся 2015–2016 финансовом году компания получила чистую прибыль в размере $3,38 млрд.

©  vc.ru