«Яндекс» предложит сотрудникам опционы на сумму свыше $900 млн

Офис компании «Яндекс»

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
«Яндекс» собирается расширить мотивационную программу для сотрудников компании. Теперь она рассчитана на десять лет и предполагает резервирование под опционы 15% акций компании вместо прежних 10%

Об обновлении мотивационной программы «Яндекс» сообщил в раскрытии на сайте Комиссии США по ценным бумагам от 9 мая. Программа для сотрудников рассчитана до 2026 года и будет представлена на собрании акционеров 27 мая. Прежняя программа рассчитывалась также на 10 лет (с 2007 по 2017 годы). В рамках нового опционного плана «Яндекса» выделит сотрудникам 15% от общего числа своих акций вместо 10%, которые предусматривала прошлая программа. При текущей капитализации компании пакет в 15% «Яндекса» стоит около $900 млн.​

В отличие от предыдущего опционного плана на поощрения теперь могут рассчитывать и сотрудники дочерних структур «Яндекса» — размер их возможного вознаграждения будет определен советом директоров, но не должен превышать 20% от общего количества бумаг, выпущенных специально для мотивационной программы. В 2015 году «Яндекса» выделил в отдельные юрлица «Яндекс.Такси» и создал «Яндекс.Вертикали», куда вошли сервисы Auto.ru, «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия». В 2016 году отдельной структурой стал и торговый агрегатор «Яндекс.Маркет».

Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова в разговоре с «Коммерсантом» объяснил, что опционы и другие инструменты, основанные на участии в капитале, выдаются ключевым сотрудникам, от которых в определенной степени зависит успех всей компании или которых очень сложно заменить. В «ситуации острой конкуренции» необходимо удерживать существующих специалистов, большинство которых — технические специалисты с экспертизой мирового уровня, говорит Мелкумова.

По данным на конец 2014 года «Яндекс» ежегодно выдавал опционов примерно на 1% от общего числа акций, а всего в программе на тот момент принимало участие 17% сотрудников пишет «Коммерсантъ». Доход от опционов в среднем составляет 40% от общего дохода поощряемого, уточняет издание. На конец первого квартала 2016 года у сотрудников «Яндекса» было 3,8 млн опционов на покупку акций по средневзвешенной цене $6,18 за бумагу; опционы SAR (Share Appreciation Rights) на 200 тыс. акций по $28,62 за бумагу, а также RSU (Restricted Stock Units, в отличие от SAR не привязаны к стоимости бумаги) на 7,6 млн акций, приводит данные «Коммерсантъ».

В отчете за первый квартал «Яндекс» впервые раскрыл квартальные финансовые показатели отдельных бизнес-направлений — электронной коммерции («Яндекс.Маркет»), сервисов объявлений («Яндекс.Вертикали») и «Яндекс.Такси». Непрофильные сегменты растут гораздо быстрее, чем основной бизнес «Яндекса»: если доходы «Поиска и портала» в первом квартале увеличились на 30%, до 15,1 млрд руб., то у «Яндекс.Маркета» они выросли на 55%, до 1 млрд руб., у «Яндекс.Такси» — на 176%, до 445 млн руб., у «Яндекс.Вертикали» («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Яндекс.Путешествия») — на 35%, до 241 млн руб. Все эти сервисы пока вносят небольшой вклад в общую выручку «Яндекса» — 8%. Однако этот показатель растет: еще в четвертом квартале 2015 года доля подобных бизнесов не превышала 7%. 

©  РБК