«Яндекс» потерял на «Кинопоиске» 576 млн руб.

«Яндекс» снизил оценку своих нематериальных активов на 576 млн руб. из-за «Кинопоиска», купленного три года назад за $80 млн. В «Яндексе» снижение объясняют изменением модели монетизации сервиса

​«Яндекс» списал 576 млн руб. в строке goodwill (деловая репутация или нематериальные активы) в 2015 году, говорится в годовой отчетности российской интернет-компании. Списание связано с порталом «Кинопоиск», уточняется в документе.

«Яндекс» приобрел интернет-портал​ о кино «Кинопоиск» в 2013 году у его основателей Виталия Тация и Дмитрия Суханова (владели примерно 60% компании) и французской группы AlloCine. Сумма сделки составила тогда $80 млн (около 2,6 млрд руб. по курсу на тот период). В течение двух лет «Яндекс» работал над редизайном и изменением модели монетизации сервиса, и в октябре 2015 года представил обновленный «Кинопоиск».

Новая версия портала кардинально отличалась от привычной пользователям: если «старый» «Кинопоиск» представлял собой библиотеку о кинематографе, с новостями, рейтингами и информацией о премьерах, то в обновленной версии «Яндекс» сделал акцент не на контенте, а на представленном функционале онлайн-кинотеатра. Новый «Кинопоиск» и его перезапуск, сопровождавшийся техническими проблемами, вызвал негодование пользователей. В результате «Яндекса» «откатил» портал к старой версии. Создание нового «Кинопоиска» обошлось «Яндексу» от 30 до 60 млн руб., оценивали опрошенные РБК эксперты.

Кроме того, за то время, пока «Кинопоиск» принадлежит «Яндексу», ухудшились финансовые показатели сервиса. Если в 2013 году выручка портала составляла 231,5 млн руб., а чистая прибыль — 57 млн руб., то в 2014 году доходы «Кинопоиска» снизились в 3,4 раза — до 68 млн руб., сервис показал убыток в размере 436 тыс. руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»). Сам «Яндекс» в отчетности не выделяет финансовые показатели «Кинопоиска».

Переоценка нематериальных активов связана не с неудачным перезапуском портала, а скорее, с падением доходов на рынке медийной рекламы, объяснила РБК пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. «На момент покупки [«Кинопоиска»] мы оптимистично смотрели на перспективы медиарынка, но с тех пор макроэкономическая ситуация существенно ухудшилась, и рынок медийной рекламы переживает не лучшие времена. Мы пересмотрели бизнес-модель «Кинопоиска» — это и послужило поводом для переоценки goodwill», — отметила Мелкумова.

Медийная реклама стала единственным сегментом в общей структуре выручки «Яндекса», который в прошлом году сократился: этот показатель снизился на 1%, до 3,5 млрд руб. При этом выручка интернет-компании от контекстной рекламы, к примеру, выросла на 17% — до 54,7 млрд руб. По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), рынок медийной рекламы в интернете в России за первые девять месяцев 2015 года сократился на 6% (данных по всему году пока нет), в то время как сегмент контекстной рекламы вырос на 17%. ​

В конце декабря 2015 года Дмитрий Степанов, руководитель направления медиасервисов «Яндекса»​, заверил, что в ближайшее время компания не вернется к новой версии «Кинопоиска», сервис продолжит существовать в привычном пользователям варианте. Впрочем, «Яндекс» продолжает экспериментировать: в новой версии «Кинопоиска» (доступна в бета-версии под названием «Кинопоиск+») на данный момент отсутствуют опции, связанные с быстрым выбором и онлайн-просмотром кино. «Затем мы «провяжем» новую версию с привычной и запустим ее на отдельном домене. Таким образом, новый «Кинопоиск станет одним из разделов оригинального», — объяснял Степанов. Когда это будет — в компании не уточняют. 

©  РБК