Яндекс объявляет финансовые результаты за III квартал 2019 года

orig

Москва — Амстердам, 25 октября 2019 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за третий квартал 2019 года.

Ключевые финансовые показатели за III квартал 2019 года1,2,3

Консолидированные финансовые результаты за III квартал 2019 года

  • Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 38% — до 45 млрд рублей (698,8 млн долларов США).

  • Чистая прибыль составила 4,4 млрд рублей (68,0 млн долларов США) и снизилась на 1% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.

  • Рентабельность по чистой прибыли — 9,7%.

  • Скорректированная чистая прибыль (Adjusted net income) увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 12% и составила 6,9 млрд рублей (106,7 млн долларов США).

  • Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (Adjusted net income margin) — 15,3%.

  • Скорректированный показатель EBITDA (Adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 29% — до 13,9 млрд рублей (216,1 млн долларов США).

  • Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (Adjusted EBITDA margin) — 30,9%.

  • Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 сентября 2019 года:

  • 85,4 млрд рублей (1 326,4 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 25,7 млрд рублей (399,3 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.

Ключевые операционные показатели и достижения за III квартал 2019 года

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) составила в третьем квартале 2019 года в среднем 56,6%. В третьем квартале 2018 года она составляла 55,9%, а во втором квартале 2019 года — 56,9% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в третьем квартале 2019 года 52,8%, тогда как в третьем квартале 2018 года она составляла 49,1%, а во втором квартале 2019 года — 52,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • Количество поисковых запросов (search queries) в России увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 9%.

  • Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 22% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.

  • Средняя цена за клик (cost per click) снизилась на 2% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.

  • Число поездок сегмента Такси выросло на 59% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года.

  • MLU B.V., объединённая компания Яндекс.Такси и Uber, объявила о заключении соглашения о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везёт» в России. 

«Мы в очередной раз добились отличных результатов, — говорит Аркадий Волож, генеральный директор группы компаний Яндекса. — В третьем квартале повысились темпы роста числа поездок в Яндекс.Такси, продолжила расти вовлечённость пользователей Яндекс.Дзена, а Яндекс.Драйв так быстро развивается, что уже стал вторым крупнейшим каршерингом в мире. Мы продолжим создавать новые бизнес-модели, опираясь на наш богатый опыт в сфере технологий. Кроме того, мы будем поддерживать и растить талантливых IT-специалистов в интересах компании и всей страны».

«В третьем квартале наша выручка выросла на 38% по сравнению с предыдущим годом. Большой вклад в этот рост внесли Поиск и портал, Такси и Яндекс.Драйв, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Наш основной бизнес продолжает демонстрировать высокие результаты и хорошую рентабельность, а рост выручки наших бизнес-юнитов и экспериментов остаётся трёхзначным. В третьем квартале на их долю пришлось 36% в структуре общей выручки компании».

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2018 и 2019 годов с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета до даты его деконсолидации 27 апреля 2018 года.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 30 сентября

Девять месяцев,

закончившиеся 30 сентября

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка

32 570

45 014

38%

88 815

123 695

39%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2

27 277

39 257

44%

74 481

107 002

44%

Операционная прибыль

5 959

7 437

25%

13 380

19 809

48%

Скорректированный показатель EBITDA2

10 801

13 919

29%

27 261

37 784

39%

Чистая прибыль

4 434

4 378

-1%

38 860

10 918

-72%

Скорректированная чистая прибыль2

6 162

6 876

12%

15 183

18 141

19%

  1. Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 64,4156 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 30 сентября 2019 года.

  2. Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнерам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнерам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнерам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».

Обзор структуры консолидированной выручки

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 30 сентября

Девять месяцев,

закончившиеся 30 сентября

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка от продажи интернет-рекламы:

на сайтах Яндекса3

19 965

24 903

25%

56 303

68 669

22%

на сайтах Рекламной сети Яндекса

5 952

6 329

6%

16 936

18 744

11%

Общая выручка от продажи

интернет-рекламы3

25 917

31 232

21%

73 239

87 413

19%

Выручка, относящаяся к сегменту Такси

5 109

9 636

89%

12 289

26 058

112%

Прочие доходы

1 544

4 146

169%

3 287

10 224

211%

Общая выручка3

32 570

45 014

38%

88 815

123 695

39%

3. Без учёта результатов Яндекс.Маркета за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2018 года:

  • Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным показателем за девять месяцев прошлого года.

  • Общая выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 22% по сравнению с аналогичным показателем за девять месяцев прошлого года.

  • Общая выручка выросла на 41% по сравнению с аналогичным показателем за девять месяцев прошлого года.

Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 21% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года и составила 69% от общей выручки компании в третьем квартале 2019 года. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. 

Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года. В структуре общей выручки Яндекса в третьем квартале 2019 года она составила 55%.

Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса выросла на 6% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года. В структуре общей выручки компании в третьем квартале 2019 года она составила 14%.

Выручка, относящаяся к сегменту Такси,  в третьем квартале 2019 года выросла на 89% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года и составила 21% в структуре общей выручки компании. Такой рост в основном обусловлен высокими показателями сервиса онлайн-заказа такси, в частности это увеличения количества поездок и оптимизация бонусов партнёрам. Рост выручки также связан со значительным увеличением доходов Яндекс.Такси для бизнеса (они учитываются на валовой основе) и растущим вкладом фудтех-направления.

Прочие доходы в третьем квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2018 года на 169% и составили 9% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса Яндекс.Драйв, ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).

Финансовые показатели по сегментам

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 30 сентября

Девять месяцев,

закончившиеся 30 сентября

2018

2019

Изменение

2018

2019

Изменение

Выручка:

Поиск и портал

25 816

31 172

21%

71 350

87 371

22%

Поиск и портал

без учёта результатов IoT*

25 801

30 894

20%

71 335

86 680

22%

Электронная коммерция**

-

-

-

1 697

-

-100%

Такси

5 109

9 654

89%

12 289

26 103

112%

Сервисы объявлений

988

1 371

39%

2 609

3 779

45%

Медиасервисы

414

924

123%

1 230

2 534

106%

Другие направления и эксперименты

1 480

4 088

176%

3 389

9 986

195%

Внутрисегментные расчеты

(1 237)

(2 195)

77%

(3 749)

(6 078)

62%

Общая выручка

32 570

45 014

38%

88 815

123 695

39%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Поиск и портал

12 593

15 467

23%

34 808

42 061

21%

Поиск и портал

без учёта

результатов IoT*

12 666

15 669

24%

34 956

42 556

22%

Электронная коммерция**

-

-

-

(263)

-

-100%

Такси

(711)

170

н/прим.

(4 305)

477

н/прим.

Сервисы объявлений

78

43

-45%

(165)

(20)

-88%

Медиасервисы

(238)

(636)

167%

(595)

(1 514)

154%

Другие направления и эксперименты

(962)

(1 180)

23%

(2 318)

(3 366)

45%

Внутрисегментные расчеты

41

55

34%

99

146

47%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) 

10 801

13 919

29%

27 261

37 784

39%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin):

Поиск и портал

48,8%

49,6%

0,8%

48,8%

48,1%

-0,7%

Поиск и портал

без учёта результатов IoT*

49,1%

50,7%

1,6%

49,0%

49,1%

0,1%

Электронная коммерция**

-

-

-

-15,5%

-

-

Такси

-13,9%

1,8%

15,7%

-35,0%

1,8%

36,8%

Сервисы объявлений

7,9%

3,1%

-4,8%

-6,3%

-0,5%

5,8%

Медиасервисы

-57,5%

-68,8%

-11,3%

-48,4%

-59,7%

-11,3%

Другие направления и эксперименты

-65,0%

-28,9%

36,1%

-68,4%

-33,7%

34,7%

Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) 

33,2%

30,9%

-2,3%

30,7%

30,5%

-0,2%

Финансовые показатели по сегментам приведены в соответствие с новой структурой сегментов, начиная с первого квартала 2019 года. Данные за предыдущие периоды представлены в приложении к полной версии этого пресс-релиза.

* Internet of Things,  интернетвещей.

** Показатель выручки в сегменте Электронной коммерции включает выручку Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. В результате деконсолидации, согласно методу учёта по долевому участию, Яндекс отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках. 

  • Поиск и портал:  все сервисы Яндекса в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Турции,  кроме нижеперечисленных. С первого квартала 2019 года этот сегмент включает сервис Яндекс.Здоровье, относившийся ранее к экспериментальному направлению. 

  • Электронная коммерция: Яндекс.Маркет до завершения создания Яндексом и Сбербанком совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета 27 апреля 2018 года.

  • Такси: сервисы онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье) и фудтех-направление (Яндекс.Еда, UberEATs и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф), а также направление разработки беспилотных автомобилей.

  • Сервисы объявлений: Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа. 

  • Медиасервисы:  КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма, продюсерский центр Яндекс.Студия и сервис единой подписки на сервисы Яндекса  Яндекс.Плюс. 

  • Другие направления и эксперименты: Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Драйв, геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование. Геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование ранее относились к сегменту поиска и портала.

  • Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.

Полная версия пресс-релиза (на английском языке).

Контакты

Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта:  pr@yandex-team.ru

©  Яндекс