«Яндекс» и Mail.Ru пожаловались министру на регулирование онлайн-сервисов

Крупнейшие интернет-компании России в письме министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову раскритиковали законопроект Медиа-Коммуникационного союза о регулировании мессенджеров и онлайн-кинотеатров

1 ноября Mail.Ru Group и «Яндекс» отправили письмо министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову (копия есть у РБК, в компаниях подтвердили ее подлинность). В письме интернет-компании сообщили, что негативно воспринимают подготовленный Медиа-Коммуникационным союзом (МКС) законопроект, направленный на регулирование мессенджеров и аудиовизуальных сервисов.

МКС объединяет крупнейшие медиа- и телеком-компании. Подготовленные союзом поправки в законы «О связи» и «Об информации» предлагают запретить иностранцам владеть более 20% в онлайн-кинотеатрах и обязать мессенджеры идентифицировать пользователей («связывать» его с конкретным человеком), рассказывал в интервью РБК президент МКС Павел Степанов.

«Считаем, что предложенное МКС регулирование — избыточно, законопроект не решает заявленных его авторами задач, он лишь ограничит развитие российских интернет-мессенджеров и аудиовизуальных сервисов», — говорится в письме. По мнению его авторов, такое регулирование ухудшит инвестиционный климат в области интернет-сервисов, снизит темпы роста инновационной составляющей российской интернет-отрасли. В письме указывается, что ограничение в 20% иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах «будет способствовать снижению доступности легального контента, уходу зарубежных инвесторов с российского рынка, а отсутствие конкуренции на данном рынке приведет к ухудшению качества сервисов и деградации рынка в этой части».

Еще одна претензия интернет-компаний — приравнивание поисковиков, которые предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче (например, «Яндекс.Видео»), к аудиовизуальным сервисам. Поисковые системы должны будут проводить премодерацию контента, считают авторы письма. «Эта инициатива некорректна и противоречит здравому смыслу. Поисковые системы не являются распространителями информации, и это уже сложившаяся практика, подтверждённая судами и разделяемая государственными органами», — говорится в документе.

В нем критикуется и положение, по которому идентификация пользователей мессенджеров обязательно должна проводиться по номеру мобильного телефона, так как «далеко не все пользователи имеют договор с оператором сотовой связи». Авторы письма обращают внимание на то, что государство и так регулирует мессенджеры, а избыточные нормы «ограничат работу сервисов и спровоцируют отток пользователей к иностранным проектам». Наконец, интернет-компании в письме называют формулировки законопроекта «расплывчатыми и неточными», из-за чего «любой сервис в сети интернет может быть отнесен к мессенджерам (в случае наличия функционала обмена сообщениями, например, форумы, отзывы и т.п.), либо к аудиовизуальным сервисам (в случае наличия какого-либо видеоконтента, например, рекламы)».

Ранее Mail.Ru и «Яндекс» критиковали проект МКС через СМИ. В свою очередь, Павел Степанов в интервью РБК объяснял желание регулировать аудиовизуальные сервисы необходимостью создание «единой конкурентной среды» и защитой национального контента, а мессенджеров — «вызовами и угрозами обществу, которые присутствуют из-за анонимности», угрозой утечки персональных данных, защитой от спама и террористических угроз. Он настаивал, что «Яндекс» как поисковая система не подпадает под регулирование, но оговаривался, что под него может попасть созданный компанией аудиовизуальный сервис. Степанов также отмечал, что в их проекте не определено, что идентификация обязательно должна осуществляться через СМС.

Директор департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи Екатерина Осадчая сказала РБК, что министерство готово выслушать позицию интернет-компаний. Она также напомнила, что инициатором законопроекта является не Минкомсвязи, а МКС. 

©  РБК