Аналитики в замешательстве. Почему продажи электромобилей встали, производство сокращается, а народ хочет обычные авто

Электромобили являются главным трендом в автомобилестроении последних лет. Каждая новая машина у крупных производителей теперь не обходится без электрической версии, а порой это вообще единственный вариант.

Компании стараются как можно быстрее отказаться от ДВС в пользу электрических моторов, но рынок, похоже, не готов к резким изменениям. И производителям приходится подстраиваться.

Tesla в очередной раз снизила цены на электромобили. Ford снизил ценник на Mustang Mach-E, а также сокращает производство пикапа F-150 Lightning. General Motors рассматривает возможность возобновления производства гибридов, и даже Apple отказалась от планов по созданию электромобиля.

Одновременно с этим Агентство по охране окружающей среды США рассматривает возможность смягчения требований по вредным выбросам, чтобы автокомпании смогли дольше выпускать машины с ДВС. На фоне этого Mercedes-Benz недавно сообщил, что продолжит выпускать бензиновые машины после 2030 года, хотя изначально их производство должно было завершиться в этом десятилетии.

Рынок электромобилей не рушится, но темпы продаж явно не дотягивают до ожидаемых.

Bloomberg прогнозировал, что в 2023 году продажи электромобилей в США достигнут 1,7 млн штук, но по итогам года было продано только 1,46 млн машин (включая подключаемые гибриды). Результат, безусловно, хороший, но не такой хороший, как ожидалось, поэтому производители начинают корректировать свои планы, причем не в лучшую сторону.

Эксперты CNN называют несколько причин, которые привели к такой ситуации. Все они характерны не только для США.

Электромобили слишком дорогие


Kia EV9

Большинство электромобилей, которые в настоящее время продаются в Америке, не попадают в бюджетный сегмент. Зачастую это дорогие машины.

Сейчас имея $50–60 тысяч мы выбираем между Kia [EV9] и Cadillac [Lyriq]. Обычно эти два автомобиля не сталкиваются друг с другом.

Тайсон Джомини, аналитик J.D. Power

Изначально электромобили были сугубо премиальными машинами, потом цены стали постепенно снижаться, но они до сих пор находятся на высоком уровне.

Мы поняли, что по мере того, как вы увеличиваете производство электромобилей до 5000–7000 единиц в месяц и переходите к основной группе покупателей, то они не готовы переплачивать за электромобили. Это важный момент для нас.

Джим Фарли, глава Ford

Несмотря на высокую цену рынок электромобилей сильно ограничен типом кузовов. Зачастую электромобили — это кроссоверы и внедорожники. Седанов намного меньше, не говоря уже о хетчбэках, купе, универсалах и кабриолетах. Поэтому для клиентов, которые не хотят кроссовер, остается мало выбора.

Одновременно с этим производители постепенно отказываются от недорогих машин. Они либо снимают их с продажи, либо повышают цены. По прогнозам Motor1, в США скоро не останется ни одной новой машины дешевле $20 тысяч.

Цены на машины заметно выросли после ковида. До пандемии 47% новых продаваемых автомобилей в США стоили менее $30 тысяч. Сейчас только 17% из всех продаваемых машин стоят меньше $30 тысяч.

К примеру, Honda Accord, который в США всегда считался бюджетным седаном, за 5 лет подорожал на $4 тыс. В 2019 году он стоил от $24 тыс., сейчас самая дешевая версия обойдется в $28 тыс., а гибридная — в $33 тыс.

Аналогичная ситуация произошла и с Honda Civic — самым дешевым седаном компании в США. В 2019 году его можно было купить за $20 тыс., в 2024 году цены стартуют от $24 тыс.

Зарядок для электромобилей до сих пор не хватает

В США огромная сеть зарядок для электромобилей, но её катастрофически не хватает.

По данным Министерства энергетики США, к 2030 году стране понадобится 182 тысячи быстрых зарядок. Сейчас их менее 40 тысяч, причем 25% находятся в одном штате — в Калифорнии.

Клиенты, которые живут в частном доме с гаражом, не сильно зависят от городских зарядок. Они гораздо нужнее тем, кто живет в квартире и покупает недорогой электромобиль.

С этой целью BMW, General Motors, Honda, Hyundai, Kia, Mercedes-Benz и Stellantis создали совместную компанию, которая планирует установить 30 тысяч зарядных станций в США и Канаде.

Также в прошлом году все крупные автопроизводители в США согласились перейти на стандарт зарядки Tesla, чтобы во всех автомобилях был одинаковый разъем, и чтобы людям было доступно как можно больше зарядок.

Глава Stellantis (владеет Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, Jeep, Maserati, Opel, Peugeot, RAM и другими брендами) считает, что общественная зарядка должна бросаться в глаза ещё до того, как вы купите электромобиль.

Это означает, что когда вы идете в торговый центр, супермаркет, ресторан, спортзал или просто паркуете машину, вас должны ждать зарядные устройства. Вы не должны их искать.

Карлос Таварес, генеральный директор Stellantis

Пока что зарядные станции в США и других странах далеки от этого уровня.

Кредиты и льготы распространяются не на все электромобили

В США доступно множество способов для компенсации покупки электромобиля. Есть налоговые льготы, низкие кредитные ставки и другие скидки, которые помогают сэкономить на покупке электромобиля.

Но все эти правила очень сложные, потому что зачастую распространяются они не на все электромобили, а на конкретные модели. Более того, порой у производителя одни машины попадают под льготы, а другие нет.

Критерии для льгот тоже запутаны. В некоторых случаях важно, чтобы машина была произведена в США, в других важную роль играет происхождение аккумулятора, цена, а иногда и доход покупателя.

Параллельно с этим, производителям тоже непросто подать заявку на льготы, которые стимулируют продажи, потому что они проходят очень сложный этап проверки.

В России электромобили продаются в очень небольших количествах

Электромобили в России не получили широкого распространения. В 2023 году в России было продано 14 тысяч машин с электрическим мотором. Сейчас на электромобили приходится 0,07% от всех зарегистрированных автомобилей в России.

Причины таких низких продаж точно такие же, как в США, только ещё серьезнее. Официально в России только три производителя продают электромобили: Evolute, Москвич и Voyah.

При этом самым популярным электромобилем по продажам стал китайский Zeekr 001, который официально не поставляется в Россию. Более того, три из пяти самых продаваемых марок электромобилей не имеют представительства в России.

Все это приводит к тому, что рынок электромобилей в России очень сильно зависим от параллельного импорта и серых поставок, при которых очень сложно контролировать цены.

В результате электромобили в России дорогие, причем как у официальных дилеров, так и у серых продавцов.

Какие бонусы доступны покупателям электромобилей в России

▪️ Субсидия на приобретение электромобилей до 925 тысяч рублей на машины, которые собираются в России (Москвич и Evolute)

▪️ Отсутствие транспортного налога

▪️ Бесплатные парковки во многих городах, в том числе и в Москве

▪️ Бесплатный проезд по трассам -1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 (Москва — Нижний Новгород — Казань) и ЦКАД

▪️ Бесплатная зарядка на всех общественных зарядных станциях в Москве

Зарядок в России тоже мало, тем более в небольших городах и на трассах. Этот факт напрямую влияет на продажи электромобилей.

Если человек живет в квартире, то у него нет другой возможности зарядить машину, кроме общественной зарядки. А если поблизости нет и её, то он скорее купит бензиновую машину. Поэтому многие приобретают электромобиль, если у них есть частный дом либо в качестве второй машины.

Спасти ситуацию смогут бюджетные электромобили

Проблема с доступностью электромобилей характерна для всего мира, и многие производители хотят сделать бюджетную машину, но это под силу не всем.

Например, китайская BYD, которая является мировым лидером по производству электромобилей, специализируется как раз на недорогих машинах. Но у неё есть важное преимущество: она сама производит аккумуляторы для электромобилей. Большинство автокомпаний полагаются на сторонних поставщиков.

Однако даже при наличии недорогих машин, их все равно будут мало покупать из-за отсутствия инфраструктуры, поэтому здесь важна слаженная работа бизнеса и государства.

©  iphones.ru