Американское телевидение глазами переехавшего в Нью-Йорк экс-редактора TJ

cfd7a7ca8f166ba2eb29.jpg 1. Новости никому (почти) не нужны Первое, что бросается в глаза при просмотре телевидения в США — практически полное отстутствие регулярных выпусков новостей, рассказывающих о событиях в стране и в мире. Из нескольких сотен телеканалов, доступных по кабельной подписке, наткнуться на новостные репортажи можно от силы на трёх. NBC, FOX и CNN наиболее активно знакомят зрителей с повесткой дня ранним утром и вечером, NY1 освещает местные городские новости в круглосуточном режиме.

В сравнении с российскими «Первым каналом», «Россией 1» и «НТВ», в будние дни выдающими информационные блоки раз в несколько часов, такой режим кажется разгрузочным. Единой или хотя бы похожей картинки, когда три-четыре канала одновременно транслировали бы одно и то же политическое или международное событие, ждать бесполезно.

Существенно отличаются от российских и сами новостные блоки. Назвать по-настоящему информационными можно, пожалуй, только местные каналы (в каждом крупном городе они свои). Именно там зритель видит то, что больше всего напоминает новости в России. Вещающий в Нью-Йорке NY1 — англоязычная версия «Москвы 24» с ежедневными материалами о работе мэрии, короткими интервью представителей городской администрации, репортажами из районных больниц и школ, а также сводками о ситуации на дорогах.

Крупные каналы к освещению новостей подходят иначе. Привычная по выпускам «России 1» схема, когда обширный блок протокольных новостей о работе Владимира Путина, правительства и парламента сменяется блоком междуродной повестки, здесь не работает.

Практически все новости — от инициатив Барака Обамы и обсуждений в Конгрессе до продолжающегося в Сирии противостояния с боевиками ИГИЛ — подаются скорее в формате мнения или обсуждения, нежели простых инфоповодов. Видеосюжеты в этой ситуации выступают своего рода сопроводительным материалом, главная задача которого познакомить зрителя с тем, что затем предстоит обсудить в студии.

[embedded content]

Отбор тем специфичен: даже когда речь идёт о мировых новостях сюжеты зачастую оказываются привязаны к американской политической действительности, а именно — к ближайшим выборам. Все попадающие на ТВ новости имеют значение для избирательного цикла и подаются соответствующим образом — часть каналов ориентирована на основную аудиторию Республиканской партии, другие — на тех, кто склонен голосовать за представителей Демократической партии.

Понять это с первого дня просмотра трудно, однако со временем ориентация каналов на определённую аудиторию становится более очевидна. Одни и те же события на разных каналах могут выглядеть совершенно по-разному.

Отчасти такое положение вещей объясняется тем, что к моменту, когда та или иная новость появится в информационном блоке на телевидении, она сама по себе уже перестанет быть новостью. Инфоповод разойдётся по интернет-изданиям и социальным сетям и успеет обрасти первой реакцией, оставив за ТВ роль обозревателя, собирающего зрителей для того, чтобы ещё раз обсудить случившееся с теми, кто разделяет их политические взгляды или услышать мнение приглашённых экспертов. Чтобы посмотреть на ситуацию под новым углом, достаточно нажать кнопку и сменить канал.

2. Смех — лучшее оружие Ток-шоу на американском ТВ — отдельная категория со своей славной историей и своими традициями. От Saturday Night Life и The Tonight Show с Джимми Фэллоном до Джимми Киммел Live!, The Daily Show с Джоном Стюартом и The Rachel Maddow Show — программы собирают огромные аудитории, затрагивают множество тем от политики до новостей из Голливуда и являются едва ли не важнейшей составляющей телевидения в США как такового.

Часть из них строится на живом общении ведущего с гостями, другие — на заранее подготовленных комментариях и шутках, посвящённых тем или иным событиям, которые в данный момент обсуждаются в обществе.

Подобный формат уже давно пытаются перенимать в России: вечерние шоу с Иваном Ургантом — самый яркий пример. Однако, в отличие от российских передач, американские ток-шоу удивляют в первую очередь своей кажущейся вседозволенностью.

Оставаясь в рамках общечеловеческих норм и приличий, шутить в эфире можно над чем и над кем угодно. Язвительного сюжета о себе может удостоиться любой американский политик и любая знаменитость, вне зависимости от своей должности, статуса или уровня популярности.

[embedded content]

3. Реклама правит После нескольких дней, проведённых за просмотром американских телеканалов, жаловаться на засилье рекламы на российском ТВ становится неприлично. Рекламы здесь не просто много — её очень много. Средняя продолжительность одного рекламного блока составляет около 5–7 минут, однако блоки чередуются с такой частотой, что просмотр фильма, телешоу или развлекательной программы на выходных становится настоящим испытанием.

Доходит до абсурда: во время завершающих кадров одной серии «Теории большого взрыва» экран делится на две части так, чтобы титры закончившегося эпизода слева соседствовали с первыми кадрами новой серии, позволяя сэкономить время показа в пользу рекламы. Ещё чаще прерываются популярные шоу — выпуск «The Voice» («Голос») уходит на рекламу после каждого конкурсанта, спевшего перед жюри, а между финалом кулинарного реалити-шоу и объявлением победителя этого финала помещается три рекламных блока по шесть минут каждый.

[embedded content]

К сожалению, далеко не все ролики столь интересны, как во время Супербоула. Креативная реклама Android и вдохновляющая реклама Nike соседствуют с будто вышедшими из 90-х музыкальными зарисовками, герои которых нараспев произносят номера телефонов адвокатов и бухгалтеров, призывая зрителей «звонить сейчас».

Отличаются и сами продукты, рекламирующиеся по ТВ. Привычных для российских зрителей роликов о новых средствах женской гигиенты американские каналы не транслируют. Если составлять представление о среднестатистическом жителе США исключительно на основе рекламы, то получится портрет человека, который регулярно подумывает о том, чтобы приобрести автомобиль в кредит, купить медицинскую страховку, плотно поесть в фастфуде, накормить собственных детей полуфабрикатами, сменить мобильного оператора или обратиться к адвокату.

[embedded content]

4. Смотреть ТВ без смартфона — скучно С одной стороны, телевидение в США пребывает в состоянии бесконечной войны с интернетом за внимание аудитории. С другой, большинство крупных каналов уже осознали, что с сетью выгоднее не конкурировать, а сотрудничать, приняв новые реалии медиарынка.

От церемонии вручения премии «Оскар» до полуторачасового политического шоу и амеранского аналога «Модного приговора», многие программы сегодня приучают зрителя к постоянной необходимости иметь под рукой так называемый второй экран. Смотреть американские каналы без смартфона в руке, с помощью которого можно отслеживать реакцию на происходящее на экране — это вчерашний день.

Наиболее активно используют работу с социальными сетями политические шоу, спортивные каналы, а также ориентированные на молодое поколение передачи о звёздах и моде. Следить за интервью политика на NBC становится куда интереснее, если параллельно читать твиттер-ленту, отфильтрованную по упоминанию его имени или заблаговременно скомпонованную в отдельный список из ключевых политиков и телеведущих конкурирующих каналов.

Шуток, едких замечаний и комментариев обычно бывает так много, что телевизор фактически превращается в радио — вместо того, чтобы смотреть на сидящего в студии человека, можно листать соцсети, превратив само интервью в фон. Некоторые передачи запускают собственные хэштеги, позволяющие вовлечь зрителей в обсуждение происходящего.

Периодически сообщения в социальных сетях могут даже попадать в эфир, что вообще размывает границу между ТВ и интернетом чуть больше, чем полностью. Наконец, уткнувшись в телефон, проще пережить многочисленные рекламные паузы.

5. Мы все (почти) уйдём в интернет Регулярный просмотр всего подряд, что показывают по ТВ в Америке, сначала вызывает эйфорию. После российского телевидения, транслирующего безальтернативную политическую повестку и малоинтересные развлекательные шоу, американские каналы кажутся раем многообразия, в котором каждый может найти всё, что только пожелает.

На деле, включать телевизор со временем хочется всё реже. Любимый сериал проще найти на Netflix, фильм — посмотреть в кинотеатре или скачать в iTunes (цена билета в кино практически идентична стоимости загрузки одного фильма в онлайн-магазине). Новости, политические ток-шоу, спортивные трансляции — всё это можно легко найти в сети. Без рекламы и привязки ко времени, заставляющей торопиться домой к началу передачи или лишающей тебя возможности отойти в магазин, пока программа не закончится.

Точно такое же чувство — желание уйти в интернет и получать всю информацию оттуда — часто возникает и при просмотре российского ТВ. Но если человек не хочет или не может этого сделать, в России альтеративы по-прежнему нет. В Нью-Йорке достаточно лишь нажать одну кнопку и переключить канал.

Пойду поем фастфуда и куплю страховку, Виктор Степанов, специально для TJ

©  TJournal