Спасет ли Роскомнадзор мобильных абонентов от мошенников?

Роскомнадзор представил свой вариант реформирования закона «О связи» в части регулирования рынка дополнительных интерактивных услуг. Суть предложения заключается в создании второго лицевого счета у абонентов для оплаты контентных услуг.  Статью 44 дополнить пунктом 6 следующего содержания: «Дополнительные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной связи и направленные на повышение их потребительских ценности, в том числе контентные услуги, оказываются оператором связи при условии создания отдельного лицевого счета, предназначенного только для оплаты данных услуг и в пределах средств находящихся на указанном лицевом счете.»

Для того, чтобы понять, какой эффект возымеет предложенная мера, вначале необходимо разобраться, какие же юридические схемы применяют операторы мобильной связи для продаж дополнительных интерактивных услуг:

1. Списание средств непосредственно в счет оказания услуг связи (контент-провайдерская схема). Применяется для продаж контента: мелодий, картинок, игр, подписок, различных информационно-справочных сервисов. Оборот рынка составляет примерно 5 млрд. рублей в месяц, оператор оставляет себе более 50% от стоимости услуг.

2. Возврат аванса платежа в кредитную организацию по запросу абонента (схема мобильной коммерции). ФЗ «О Связи» статья 54 пункт 4 «Денежные средства, являющиеся авансом абонента- физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения остатка электронных денежных средств такого абонента в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе"».

Возврат аванса платежа

По данной схеме в основном продают товары и услуги в интернет: «голоса» в соц. сетях, программное обеспечение, различные интерактивные товары. Оборот рынка так же составляет примерно 5 млрд. рублей в месяц, но оператор в среднем оставляет себе не более 10%, что обусловлено его юридической ролью в данном процессе. По данной схеме, например, можно оплатить парковку в центре Москвы, отправив СМС на короткий номер.

С точки зрения абонента между схемами нет никакой разницы, приобретение услуги осуществляется отправкой SMS на короткий номер, либо же другим действием с мобильного телефона;  бизнес-модель подписок так же может быть организована по любой из этих схем. Но, поскольку, при возврате аванса платежа оператор оставляет себе меньшую долю, то введено искусственное техническое различие. Для большинства сервисов мобильной коммерции действует AoC - после заказа услуги, платформа оператора запрашивает у абонента согласие с суммой списания. В связи с этим использование данной схемы крайне затруднено для кибер-преступников и все они монетизацируют мошенничества по контент-провайдерской модели.

Поэтому, получается, что в идеале введение второго лицевого счета для оплаты дополнительных интерактивных услуг затруднит использование мошенниками первой (контент-провайдерской) юридической схемы взимания денег с абонентов. И то, только при условии, что операторам будет запрещено автоматически пополнять второй лицевой счет средствами с основного.

Но эта мера никоим образом не отразиться на возможности операторов выключить для схемы возврата аванса платежа (мобильной коммерции) AoC, а для кибер-преступников использовать основной лицевой счет абонента для оплаты мошеннических сервисов, предварительно выводя их в электронные деньги в соответствии с ФЗ «О Связи» статья 54 пункт 4. При этом мобильные операторы не несут никакой ответственности за качество услуг, оплачиваемых по данной схеме.

 

Будем надеяться, что в ходе работы над законопроектом появятся соответствующие дополнения, которые сделают данную меру по-настоящему эффективной. Например, одним из решений может быть запрет выпуска электронных денег из средств основного счета, а так же запрет пополнять второй счет средствами основного.

©  CNews