"Мы верим в стабильный рост"

Дмитрий Злотов, компания ЛАНИТ ДистрибуцияИнтервью с Дмитрием Злотовым, директором по дистрибуции компании "ЛАНИТ".

- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?

- Потери были и материальные, и моральные. К материальным потерям, прежде всего, нужно отнести значительное падение объема рынка. В сегменте, в котором работает наша компания: "ЛАНИТ Дистрибуция" ориентирована на работу с поставщиками корпоративного сектора российской экономики и СМБ, падение поставок оборудования и ПО составило в среднем около 50%. Наибольшее снижение отмечено нами в области поставок ПО, персональных компьютеров, десктопов, а также инфраструктурных решений - серверов и сетевого оборудования. В число материальных потерь можно включить и убытки дистрибьюторов за счет списания плохих долгов несостоятельных партнеров или распродаж избыточных товарных запасов, с которыми практически все компании вошли в кризис 2008 года.

К сожалению, потери на нашем рынке состояли не только в падении оборотов. Сокращения персонала произошли практически во всех компаниях. Убытки были у многих наших партнеров, но, к счастью, большая часть из них смогла выжить, прежде всего, за счет эффективного финансового менеджмента и сэкономленных средств, заработанных в предыдущие годы. Но не все компании выдержали испытания кризисом, и часть из них вышла из бизнеса, оставив за собой невозвращенные долги и невыполненные обязательства. Основные игроки рынка преодолели и этот кризис, но результатом стала более жесткая кредитная политика компаний, основанная не только на доверии, но и на объективной оценке кредитных рисков. В составе наших конкурентов также не обошлось без изменений - кто-то уже прекратил операции, кто-то значительно ослабил свои позиции, поэтому нами как конкурент уже не рассматривается.

- Как изменился потребитель?

- Потребитель ИТ, корпоративный или частный - не принципиально, стал более прагматичен. Имея ограничение по бюджету, он хочет получить максимум возможностей за свои деньги, но редко готов выйти за рамки бюджета, чтобы получить больший функционал или дополнительные возможности. Существенным фактором при выборе оборудования стала совокупная стоимость владения - ТСО. ИТ-бюджеты 2010 года все еще консервативны и не предполагают инвестиций в будущий рост и развитие, а должны обеспечить уверенную и надежную эксплуатацию существующих систем.

- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?

- Для "ЛАНИТ Дистрибуции", как и для многих наших коллег, ушедший год был тяжелым. Впервые в нашей истории мы за один год потеряли столь значимую долю оборота. Работая более интенсивно, чем раньше, мы понимали, что результат нашей работы по обороту будет существенно хуже, чем в предыдущие годы. Разочарование принесло и недобросовестное поведение ряда партнеров. Но 2009 год запомнился нам не только этими трудными моментами. Мы остались прибыльной компанией, даже потеряв существенные деньги на плохих долгах партнеров и товарной уценке избыточных товарных запасов. Это свидетельствует о правильности выбранной нами стратегии развития и умении адаптироваться в сложных рыночных ситуациях.

Мы сохранили нашу команду, которая даже в тяжелой атмосфере неопределенности первой половины года не утратила боевого духа и готова к жесткой конкурентной борьбе в 2010 году. Мы осуществили ряд организационных изменений в нашей компании, цель которых - повышение гибкости и оперативности в принятии решений, повышение ключевых компетенций, расширение спектра и повышение качества предоставляемых партнерам сервисов. Все это дает нам больше возможностей для будущего успеха. В ноябре мы провели партнерскую конференцию, цель которой - расширение диалога с ключевыми партнерами компании. На конференции мы анонсировали основные принципы новой партнерской политики, которая будет реализована в 2010 году, и партнеры одобрили наш подход, который дает широкие возможности для улучшения сотрудничества с ключевыми клиентами. Так что настроение вполне оптимистическое. Есть понимание, что падение закончилось, и худшее уже позади.

- Какие ожидания от первого квартала 2010 года?

- Больших ожиданий нет. По нашему мнению, в первом квартале рынок ожидает сезонный спад, но даже и в этих условиях квартал должен быть лучше аналогичного периода 2009 года.

- Какие планы на 2010 год?

- Мы сформулировали цели компании на 2010 год и ведем большую работу по планированию действий каждого сотрудника для достижения поставленных целей. Иллюзий, что уже в этом году все вернется на докризисный уровень, нет, но есть желание серьезно работать, чтобы достичь амбициозных целей, которые мы перед собой поставили. Мы не рассчитываем на высокие темпы роста рынка, но, как и в предыдущие годы, для себя планируем более существенный рост. Мы прогнозируем средний рост бизнеса на 10-15% в корпоративном сегменте, на котором мы сфокусированы. Наши основные приоритеты - развитие отношений с партнерами на базе новой партнерской политики, рост компетенций и доли рынка компании в приоритетных продуктовых сегментах, расширение ассортимента продукции за счет новых продуктовых линеек и новых поставщиков, развитие института региональных представителей. Кроме того, в число важных задач входит развитие системы управления персоналом и повышение компетенций и профессиональной квалификации сотрудников. Мы начали эту работу в прошлом году и рассчитываем, что уже в 2010 году увидим первые бизнес-результаты. И, конечно же, по-прежнему актуальной задачей остается повышение операционной эффективности бизнеса.

- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?

- Хочется верить, что наступивший год будет более успешным, чем предыдущий, что мы увидим реальный перелом кризисной ситуации, в которой рынок живет уже почти 6 кварталов. Конечно, рынок вряд ли скоро вернется к таким темпам роста, которыми баловал нас в докризисные годы, но мы верим в стабильный рост, пусть и не столь существенный. Следующий год будет отмечен усилением конкуренции основных игроков за долю рынка, и, скорее всего, в этой борьбе сильные игроки станут еще сильнее, а слабые еще слабее. Не исключен уход с рынка ряда игроков, которые так и не смогли оправиться от кризиса. Могут случиться слияния и поглощения, о возможности которых много говорилось, но которых так и не произошло. Одним словом, год будет интересным и боевым.

- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?

- Главным драйвером экономического роста в нашей стране все еще остаются цены на нефть. Так что при благоприятной ситуации на рынке поставок энергоносителей у нас есть хорошие шансы к росту. Заметно повлиять на рынок смогут необходимость замены серверов с закончившемся сроком эксплуатации и парка ПК, а также рост инвестиционных проектов, отложенных из-за избыточно пессимистических ожиданий в 2009 году.

Кроме того, мы видим хорошую перспективу роста в сегменте нетбуков-ноутбуков, в котором мы смогли вырасти даже в 2009 году.

©  @Astera