10 самых крутых экспонатов автомобильного музея Лейна

08.11.2021, 06:30
Джефф Лейн из Теннесси полюбил европейские автомобили ещё молодым человеком, в 1980-е, когда они с отцом реставрировали старенький MG TF. Спустя много лет, в 2002-го году, Джефф открыл один из самых крутых автомобильных музеев в Теннесси.
Тим Скоренко
10 самых крутых экспонатов автомобильного музея Лейна

Экспозиция насчитывает 450 автомобилей, в основном — европейски, но и не без «американцев», конечно. Среди них есть удивительные экземпляры, ради которых стоит заехать в Нэшвиль.

Dymaxion Replica (1933/2015). Dymaxion — это знаменитый автомобиль-стримлайнер, построенный в 1933 году Бакмистером Фуллером. Для того времени обтекаемый дизайн был невозможен, революционен — и вызвал сенсацию. Всего Фуллер построил три экземпляра, до наших дней дошёл лишь второй, он хранится в Национальном автомобильном музее в Рено, штат Невада. Также существует две полноценных реплики. Одна построена в 2010 году лично знаменитым архитектором Норманом Фостером как дань уважения своему учителю Бакминстеру Фуллеру. Вторую в 2015-м сделали по специальному заказу Джеффа Лейна специально для его музея.

Фото

Helicron (1932). Один из немногих автомобилей за всю историю отрасли, приводимых в движение авиационным пропеллером. История этого автомобиля покрыта тайной — судя по маркировке на деталях, он был изготовлен в 1932 году во Франции по специальному заказу. Обнаружен в 2000-м в частном гараже, выкуплен и отреставрирован Лейном.

Фото

Martin Aerodynamic (1928). Джеймс Мартин из Лонг-Айленда спроектировал и построил несколько революционных и непонятых современниками стримлайнеров, в том числе Martin Aerodynamic. Машина, к слову, имела ограниченный успех на Нью-Йоркском автосалоне 1932 года, но Великая Депрессия поставила крест на дальнейшей разработке.

Фото

Citroen Berline 11 Gazogene (1938). Во время и после войны большая часть европейских автомобилей были переведены на газогенераторные установки, работающие на угле — сперва из-за немецкого запрета на продажу бензина частным лицам, затем — из-за тотальной нехватки жидкого горючего. Впоследствии автомобили конвертировали обратно, а многие просто разрезали на металл. Газогенераторных автомобилей военных времён сохранилось немного, особенно столь элегантных, как Citroen Berline 11, с ёмкостями для угля на передних крыльях. Перед запуском машину нужно было разогревать по меньшей мере 30 минут.

Фото

Hewson Rocket (1946). Разработка голливудского дизайнера и автодилерал Уильяма Хьюсона была изготовлена компанией Coachcraft Ltd. и оснащена двигателем Ford V-8. Сенсации не получилось, впоследствии Хьюсон продал свою машину, так и не сумев заинтересовать концептуальным дизайном крупных автопроизводителей.

Фото

Hoffmann (1951). Концепт-кар мюнхенской компании считается одним из самых неудачных трёхколёсных автомобилей за всю историю. Основной проблемой конструкции было управление с помощью вращения заднего колеса, что требовало от водителя специфических навыков и грозило опрокинуть машину на ровном месте.

Фото

Iota 350 Sport (1951). Гоночный концепт, построенный группой ветеранов компании Bristol Aircraft после войны. Автомобиль имел лёгкий алюминиевый кузов и двигатель Douglas. Всего построили два экземпляра, до наших дней сохранился один.

Фото

Von Dutch Rocket Car (1961). Кеннет Роберт Говард, известный как «Голландец» (Von Dutch) был одни из пионеров американской автомобильной кастом-культуры. Но помимо хот-родов и других кастом-каров на существующих базах, в начале 1960-х Голландец попытался построить рекордный автомобиль из фюзеляжа самолёта North American F-86 Sabre. Кастом не имел ракетного двигателя и остался изредка показываемым на выставках демо-каром.

Фото

С-3Д (1980). Трудно поверить, но одной из гордостей музея является… советская инвалидка СМЗ С-3Д. Это у нас такие машины можно встретить на улицах до сих пор (в конце концов, они производились почти без изменений с 1970 по 1997 год). Но для США это крайне редкий автомобиль. Инвалидка прекрасно отреставрирована и вызывает исключительный интерес публики. Создавая определённый образ «советского автомобиля»…

Фото

1930 American Austin ¾ scale (1988). Оригинальные «американские Остины» строились в 1930—1934 годах по британской лицензии. А в 1988 году энтузиаст Билл Майнор из Коламбии (Теннесси) построил точную копию American Austin в масштабе… три четверти. Автомобиль приводится в движением 10-сильным двигателем, разгоняется до 80 км/ч, и в него даже помещается взрослый человек. Майнор скончался в 2005 году, завещав автомобиль музею.

Фото

©  Популярная Механика