10 фактов о “Руссо-Балте” — удивительном русском автомобиле, у которого могло быть большое будущее

08.09.2022, 16:02
Этот прибалтийский автомобиль мог бы стать русским «Мерседесом», если бы не первая мировая и революция.
Рома Назаров
10 фактов о «Руссо-Балте» — удивительном русском автомобиле, у которого могло быть большое будущее
Коммерсант / Википедия

Русско-Балтийский вагонный завод выпускал не только вагоны, но также самолёты, включая знаменитый русский бомбардировщик «Илья Муромец», и автомобили.

Ничтоже сумняшеся, их назвали «Руссо-Балтами». Все модели для завода разрабатывал конструктор Жюльен Поттер. До РБВЗ он работал в бельгийской автомобильной фирме Fondu, поэтому их конструкция стала основой для русских моделей. Они были не калькой с западных аналогов, а их развитием, и включали ряд интересных новшеств.

Вокруг света / Википедия
Кузова для машин делали «экипажные отделы» в Риге и Петербурге. Редко упоминается, но РБВЗ для этих целей купил фирму, сделавшую первые русские автомобили «Фрезе и Ко».

Все колёса и валы крутились на шариковых подшипниках. Для тех времён это было хоть и не уникальным, но передовым решением. В те времена зачастую крутящиеся детали были просто насажены на ось.

Александр Маркин / Википедия
У большинства автомобилей того времени топливо поступало в цилиндры самотёком. Однако у «Руссо-Балта» была система подачи топлива, работавшая на энергии отработавших газов.

Детали были взаимозаменяемыми — показатель высокого качества производства. Так что «после сборки обработать напильником» — это не про «Руссо-Балты».

Вокруг света / Википедия
Автомобили были качественнее и дороже авто других массовых марок, таких как Renault и Opel. Они, скорее, занимали нишу нынешних Mercedes-Benz и BMW.

Благодаря этому «Руссо-Балты» поставили несколько рекордов. Например, «Руссо-Балт» стал первым автомобилем, поднявшимся на Везувий. Однако продавались автомобили вяло — возможно, именно из-за высокой цены. Один «Руссо-Балт» купил знаменитый изобретатель и промышленник Альфред Нобель.

Википедия
«Руссо-Балты» стали основой для разной спецтехники, от снегоходов до броневиков. Две трети выпускавшихся шасси забирала армия.

А ещё раз можем?

«Руссо-Балт» — это грустная баллада об упущенных возможностях русского автопрома. Об этих легендарных машинах TechInsider писал неоднократно. Например, мы рассказывали:

  • как энтузиасты пытаются построить полную реплику «Руссо-Балта» за 20 миллионов рублей;
  • чем знаменита самая мощная модель «Руссо-Балт» С24;
  • как белогвардейцы превращали «Руссо-Балты» в броневики;
  • где можно увидеть единственный сохранившийся оригинальный экземпляр.

©  Популярная Механика