Юмор программистов из 80-х прошлого столетия

У современного читателя может возникнуть резонный вопрос — почему программисты, а не IT-ишники? Ответ кроется в самом заголовке. В 70-х, 80-х годах прошлого столетия, а точнее в СССР не было понятия IT-и. Были понятия «кибернетика», «вычислительная техника», «электронно-вычислительные машины» (или просто ЭВМ), и были понятия «программист» и «машинист». Если с программистом все понятно, то машинисты отвечали за эксплуатацию ЭВМ, их ремонт, обслуживание и т.п. Их еще называли электронщиками. Современный IT-шник может задаться вопросом — какое обслуживание, какой ремонт? И будет прав, но прав применительно к современности. А тогда ЭВМ занимали огромные помещения и требовали большого штата различных специалистов:

5856a47887e7c20dbd014744307f8fe5.png

На фотографии машинный зал с двумя ЕС ЭВМ — ЕС-1061 и ЕС-1055. Были еще и системщики, как сегодня сказали бы, специалисты по операционным системам (ОС), которые загружали ОС.
Программисты порой и не видели самих ЭВМ, а имели дело с перфокартами, которые сдавали в окошечко, а назад получали распечатку результата. Затем появились дисплейные классы:

2f273e1a05d6e9d5a4fdc929ee026ec0.png

Персоналок еще не было, первые из них появились в институте только в 1986 году. Но я отвлекся немного от темы.
На днях я открыл створки книжного шкафа, чтобы взять одну из книг, а мой взор остановился на корешках четырехтомника Жана Эффеля «Сотворение мира», а на соседней полке лежала стопка журналов «Техника и наука». Забыв, зачем полез в книжный шкаф, я взял четырехтомник и журналы, сел за стол и погрузился в приятные воспоминания:

be7e88461854ea877d5ec31da5738f7f.png

Четырехтомник «Сотворение мира» был издан в 1984 году. В СССР не было человека, который не знал Жан Эффеля:

2b66ad5ab3d783d37ab00b976c0281f3.png

Лично я познакомился с его творчеством еще во время учебы в Казанском суворовском военной училище, где осваивал французский язык:

ab41f3fe7731c66efec3ac7e5992e460.png

Первым эту книгу у нас приобрел Володя Комарчук:

0a19a42184fd289bc6ef1d4b27f6add0.png

Он, как и весь отдел, куда я пришел в самом конце 1982 года, участвовал в разработке транслятора с языка АЛМО для ЕС ЭВМ, чтобы обеспечить преемственность программного обеспечения, разработанного ранее для ЭВМ М-220, Весна, СПЭМ-80.
И если мне память не изменяет, то приобрел он этот четырехтомник по талонам за макулатуру. Была такая форма приобретения книг: сдаешь старые газеты, журналы и получаешь талон на книги. И никаких проблем с раздельной сдачей мусора не было (за сданные бутылки люди получали деньги). Володя Комарчук был не только хорошим программистом и волейболистом, то и настоящим книголюбом. Он долго не мог вернуть себе этот четырехтомник, который начал свое хождение по рукам.
Шло время, меня неожиданно назначили начальником отдела, а еще более неожиданным для меня было предложение в 1987 году вести рубрику «Инженер и компьютер» во Всесоюзном журнале «Техника и наука»:

46c2ef12d62af23819c6c6b186e12f87.png

Рубрику я решил посветить пропаганде операционной системе Unix, что во времена господства ЕС ЭВМ с ОС ЕС (читай IBM и OS/360) выглядело как самоубийство. Нужна была еще какая-то изюминка. И я вспомнил про Жана Эффеля, про его рисунки. Но Жан Эффель в своем творчестве ни разу не обратился к теме вычислительной техники (по крайней мере я не смог найти). Правда, уже сейчас просматривая в который уже раз его рисунки, я нашел пару рисунков практически на злобу дня сегодняшнего:

19e852641b4a5e64f1f00c29a8504e56.png

Стоит заменить на левом рисунке Адама на компьютер или ИИ (искусственный интеллект), а на правом кабинет звукозаписи на интернет и всё становится на свои места!
К этому времени мне удалось заполучить в свой отдел не только первые персоналки ЕС-1840 (пусть и без винчестера), но и программиста об бога Блажнова Валерия Юрьевича:

ebbc3f798d43894d6a6c61f312f736bc.png

Еще нам удалось приобрести ОС Minix с исходными кодами (читатель не забывай, что в те времена еще не было интернета и скачивать было не откуда), который успешно работал на первых отечественных персоналках ЕС-184х и Валера Блажнов написал для Minix драйвер обмена данными между персоналками по стыку RS-232. И все это было задолго до появления Linux-а. Но это программистские дела. Юрьич (как часто я его звал), как и многие талантливые люди, очень неплохо рисовал, и я решил воспользоваться этим. Я рассказал ему о своей задумке по иллюстрации рубрики в стиле Жан Эффеля. Идею он ухватил на лету. Так появились первые иллюстрации в журнале «Техника и наука» в рубрике «Инженер и компьютер. Все иллюстрации были навеяны только что появившимися персоналками, системами управления базами данных, Unix-ом с его мобильностью. Иллюстрации, так или иначе, опирались на рисунки Жана Эффеля:

01128b0c3398c532f899d3146ea72fbb.jpg

Я думаю, что мало кто будет спорить со мной, что комический рисунок не потерял своей актуальность и сегодня, когда мобильность программного обеспечения является его чуть ли не главным его атрибутом.
Это касается и баз данных, точнее того как они проектируются:

5eda8cc04dd559710e086dc71de65584.jpg

И, конечно, отладка программного обеспечения:

e0c1cfac5f9f1dccc2e4327bd374f747.jpg

К великому сожалению, это все, что сохранилось из рисунков В.Ю. Блажнова и то только потому, что сохранились некоторые журналы «Техника и наука».
Валера Блажнов не потерялся как программист и в постсоветскую эпоху:

5bd6eb610cdfcc938bc60506b39325b4.jpg

На фотографии третьим слева стоит Валерий Блажнов, который был уже ведущим специалистом по программной реализации российских криптографических алгоритмов.
В конце 90-х и начале 2000-х он входил в команду разработчиков компьютерной игры Su-27 Flanker. «Су-27 Фланкер» — компьютерная игра в жанре реалистичного авиасимулятора, разработанная российской компанией Eagle Dynamics и выпущенная 10 ноября 1995 года. У меня сохранилась розничная упаковка одного из первых экземпляров этой игры, которую презентовал мне мой товарищ Игорь Тишин, генеральный директор российской компании Eagle Dynamics:

2dceb8e01be4be7af08e51087b8db591.png

Больше всего меня в этой упаковке поразила сегодня карта театра боевых действий:

b8e8be133406c2840618d2e0a6c7bb0c.jpg

Вот и команда разработчиков во главе с Игорем Тишиным (второй слева), третьим справа стоит Валерий Блажнов:

a2c3ada889a4eaf85b8c11073a4ec0da.png

Вот к таким воспоминаниям привело простое открытие дверцы книжного шкафа.

Пора возвращаться к описанию SVG-виджетов на tcl/tk:

9b80859fded0978fb658f2336035b22e.png

Но речь об этом пойдет в следующей статье.

© Habrahabr.ru