Текучка сммщиков: почему она происходит компаниях и как ее снизить

Отбросим очевидные причины вроде неконкурентной зарплаты или отсутствия профессионализма и копнем чуть глубже.

86b55524aa66c07ca8ac191b9445a597.png

Всем привет, меня зовут Юля Арбатская и я работаю в области производства контента уже 20 лет. Мой опыт связан с журналистикой (была редактором Cosmopolitan, Vk Леди, Timeout) и непосредственно с соцсетями (как в крупных компаниях, так и в частных блогах). В последнее время для меня актуальным стал вопрос, как улучшить эффективность smm-специалиста компании, чтобы он работал долго и продуктивно.

На сегодняшний день ситуация на рынке сложилась так: к концу 2023 года по данным «Авито работа» и «Сбермаркетинг» количество вакансий в сегменте маркетинга увеличилось в 2.5 раза по сравнению с тем же периодом год назад. А самым востребованным специалистом стал smm-менеджер, для которого предложений по работе стало больше в 3.9 раза.

Наряду с ростом спроса на сотрудников этой специальности увеличилась и текучка кадров, которая к 2024 году охватила, кстати, и большинство других трудовых сфер. Об том говорят эксперты крупных кадровых агентств и статистика порталов по поиску работы.

Все больше компаний начинают внедрять продвижение своих товаров и услуг через соцсети и все чаще руководители и владельцы бизнеса говорят о том, что найти хорошего smm-специалиста очень трудно. А уж превратить сотрудничество в долгосрочное — и вовсе нетривиальная задача.

0b6091fc5706990f846a3b710368c443.png

Давайте попробуем разобраться, в чем могут быть причины текучки сммщиков в компании, кроме очевидных: низкоконкурентная заработная плата, непрофессионализм специалистов или их релокация.

  1. Отсутствие внятных kpi. Требования к smm-специалисту на рынке довольно размыты, каждая компания требует от него разных наборов знаний и навыков, которые часто включают в себя и опыт в смежных областях: дизайне, маркетинге, психологии и даже продажах. Руководители часто даже не могут до конца сформулировать сммщику список задач, а, следовательно, и критерии оценки его работы.

Как известно, контент можно делать от забора и до обеда, то есть — бесконечно. И количества публикаций с хорошими охватами уже недостаточно для того, чтобы и у сммщика, и у руководителя вызвать удовлетворенность проделанной работой. Более того, отсутствие kpi делает оценку работы сммщика субъективной и провоцирует возникновение скрытых конфликтов с руководителем.

Выход: составлять как можно более конкретную должностную инструкцию для smm-специалиста и исходя из нее формулировать объективные, четкие kpi.

  1. Несоответствие целей по развитию соцсетей имеющимся ресурсам. Безусловно, хороший smm-специалист должен и в маркетинге разбираться (писать стратегии и концепции), и в таргетинге понимать (заниматься продвижением), и крутые публикации делать (тексты писать, иллюстрации делать и видео снимать), и с подписчиками общаться.

Но, согласитесь, странно ожидать, что один человек, работающий в офисе, и рекламные компании запустит, и аналитику сделает, и макеты подготовит, и письма для рассылок напишет, и публикации в СМИ о компании организует. Заваленный задачами специалист довольно быстро потеряет ориентиры и выгорит.

Выход: трезво соотносить поставленные цели с ресурсами и при необходимости либо корректировать цели, либо добавлять ресурс в виде фрилансеров (дизайнера, таргетолога, копирайтера).

7141272c75b500916a7b3276d1e2b252.jpg

  1. Нестандартизированный рабочий процесс. Часто бывает, что в компании есть целый контент-отдел, но результат его работы тоже не вызывает удовлетворения. Так происходит, когда команда не работает как команда, то есть: не осознает единых целей, не имеет плана и стратегии, не говорит на одном языке и не коммуницирует со смежными отделами — маркетинга и продаж. Просто несколько человек изо всех сил «тушат пожары» — то есть бесконечно и суетливо пытаются решить падающие на них задачи.

Выход: проработать систему производства контента, внедрить планирование, распределить роли и ответственность, создать взаимопонимание.

Конечно, это лишь вершина айсберга и общие рекомендации. Но главная мысль, которую хочется донести: хорошие сммщики не уходят просто так. Они уходят из-за выгорания, ощущения бессмысленности своей работы. Из-за того, что не смогли опереться на четкие критерии, благодаря которым смогли бы оценить качество собственной работы. И да, их не удерживают при этом даже корпоративные бонусы и хорошая зарплата.

© Habrahabr.ru