Современный digital signage — эффективное управление контентом на экранах

Photo by Rico Gore on Unsplash

Digital signage — это всё, что связано с цифровыми устройствами (чаще это экраны), которые отображают контент, и c управлением этими устройствами и контентом. Дисплеи в банках и современных поездах метро, табло с расписанием рейсов в аэропорту, светодиодные рекламные экраны на улицах, кассы самообслуживания в кафе, цифровые музеи, менюборды и многое другое — это digital signage.

Я немало проработал как на стороне интеграторов таких решений, так и вендоров систем удаленного управления контентом на экранах.

В этой статье я поделюсь необходимым минимумом знаний о том, как сегодня устроен digital signage в целом, какую роль играет программное обеспечение и что именно подойдет в конкретной ситуации.

Устройства отображения

Основа digital signage — визуальный контент.

Для его отображения могут использоваться обычные и коммерческие телевизоры, профессиональные дисплеи, видеостены, светодиодные экраны, медиафасады, проекторы, планшеты и пр.

Однако есть решения, которые одновременно используются для вывода визуального контента и звукового оформления (фоновой музыки), но об этом можно поговорить отдельно.

Плееры

Плеер представляет собой устройство, на которое устанавливается или уже предустановлено с завода программное обеспечение для воспроизведения и управления контентом и иногда — управления дисплеями.

Плеер подключается к дисплею по HDMI или DisplayPort. Ничего сложного.

Управление дисплеями происходит через установленное приложение либо с внешнего устройства по RS232, RJ45 или локальной сети.

В качестве плеера могут использоваться:

  • Огромное множество Android-приставок (ТВ-приставки): TOX3, Rombica, Xiaomi Mi TV Stick и пр.;

  • Специализированные плееры для digital signage;

  • Мини ПК, такие как Intel NUC;

  • Компьютеры и ноутбуки.

Программное обеспечение

Все программное обеспечение для удаленного управления состоит из двух частей: сервера и приложения плеера. Сервер включает в себя файловое хранилище, базы данных и пр. (backend) и личный кабинет (frontend). Через личный кабинет пользователь загружает контент, создает плейлисты, подключает или отключает экраны и т.д. Приложение плеера устанавливается на аппаратный плеер, компьютер или дисплей и подключается к серверу через личный кабинет. После подключения приложения все управление осуществляется удаленно.

Всегда ли нужно покупать отдельно плеер?

Нет, не всегда.

Дисплеи могут быть одновременно и устройством отображения, и аппаратным плеером. Это касается владельцев профессиональных дисплеев или хороших Smart TV. Большинство из них оснащены полноценной (или почти) версией Android. Во всяком случае — позволяют установить APK (приложение плеера), даже если нет доступа ко всем возможностям ОС. Исключения — webOS у LG и Samsung, который имеет на борту Tizen. Помимо своих операционных систем, у LG и Samsung есть своё программное обеспечение для управления контентом и дисплеями: SuperSign и MagicINFO. Цена на их программное обеспечение адекватная, функционала для большинства задач хватает. Но есть подвох: если вы купите 20 дисплеев LG и будете использовать SuperSign, то вряд ли будет смысл затем покупать дисплеи Samsung, так как придется использовать другую систему управления. Привязка к вендору будет очень сильная, и это не всегда хорошо. При этом производители не ограничивают возможность установки сторонних приложений. Но даже с учетом того, что под webOS и Tizen имеется возможность разрабатывать приложения и у них огромный охват рынка, не все сервисы удаленного управления контентом полностью поддерживают их.

У webOS и Tizen есть свои ограничения, которые зависят в том числе от версии ОС, и их достаточно много. В сложных проектах или для нестандартных механик обычно отдают предпочтение Android, Windows и Linux.

К бюджетным дисплеям все же потребуется приобретение внешнего плеера, так как они поставляются с весьма простой ОС, которая позволяет управлять только основными настройками самого дисплея.

К преимуществам использования дисплеев с «полноценной» ОС можно отнести то, что ими получится управлять удаленно, через установленное родное или стороннее ПО. К примеру, изменять режим работы (автоматическое включение и выключение самого дисплея), что положительно влияет на срок службы. В ином случае придется отправлять команды по RS232 или изменять настройки вручную с помощью пульта.

Несмотря на то, что чем больше звеньев в цепи, тем больше точек отказа, я предпочитаю использовать внешние плееры в инсталляциях, а не встроенное ПО, за счет большей функциональности и гибкости.

Светодиодные экраны

Со светодиодными экранами все просто: каждый обязательно оснащен контроллером.

Наиболее популярный производитель контроллеров для светодиодных экранов — NovaStar, поставляет свое оборудование со встроенным софтом.

Если контента мало и обновлять его нужно редко (к примеру, светодиодная вывеска с названием кафе или магазина), то дополнительное оборудование не потребуется — хватит функционала из коробки. Если же у вас сеть дисплеев и несколько светодиодных экранов, то лучше не использовать встроенное ПО, а подключить к контроллеру светодиодного экрана внешний плеер.

Специализированные плееры

Это не самый экономный вариант, стоимость начинается от 27 тыс. рублей за самое простое устройство, в то время как весьма неплохие Android-приставки стоят около 10 тыс. рублей.

Популярные и надежные коробочные решения, такие как BrightSign и SpinetiX, — это специализированные устройства, созданные для воспроизведения контента на экранах. Они используются в огромном количестве инсталляций по всему миру, но без обучения работать с ними очень сложно. Необходимо скачивать специализированный софт и изучать особенности. На мой взгляд, такие плееры интеграторы предлагают заказчикам в первую очередь по той причине, что можно на этом заработать при продаже, а затем на поддержке, так как разбираться в этом вряд ли кому-то захочется. Там, где удаленное управление обычно не требуется, можно использовать такие плееры, но это необязательно; достаточно часто контент просто воспроизводят с компьютера или встроенных возможностей дисплея, если такие есть.

Специализированные плееры имеет смысл использовать для арт-объектов, выставок, временных инсталляций или экранов, на которых выводится какая-то динамическая информация и создается один раз на очень долгое время. К примеру, экраны на заправках, которые показывают стоимость топлива, которая подгружается по API.

Для генеративного контента или различных шоу в реальном времени используются почти всегда компьютеры с хорошими видеокартами. BrightSign, SpinetiX и прочие тут бесполезны.

Как в случае со специализированными плеерами, так с и компьютерами основная часть расходов — само оборудование.

У BrightSign и SpinetiX есть также облачные платформы для удаленного управления этими плеерами, но я не буду их рассматривать, так как экономически и, на мой взгляд, технически они сильно уступают другим решениям, которые не привязаны к конкретному оборудованию. Под техническими ограничениями я подразумеваю в том числе и то, что вы не можете из облака, к примеру, BrightSign управлять оборудованием других брендов и придется ставить оборудование только этого производителя. Так же и с SuperSign, MagicINFO или NovaStar. Я считаю, что допустимо использовать такое ПО только когда заранее известно, что система будет ограничена конкретной локацией, к примеру, в отелях, и что в дальнейшем будет возможность приобрести совместимое оборудование. Пользоваться сразу двумя разными системами будет крайне неудобно.

Почему просто не показывать контент с флешки?

Основные, но не единственные причины, почему стоит выбрать ПО для централизованного управления:

  • возможность гибкой настройки расписания (определенный контент в определенные дни, в нужное время);

  • возможность интегрировать внешние источники данных (например, электронная очередь);

  • отсутствие необходимости обучения большого числа сотрудников обновлению содержимого на дисплеях, снижение расходов на обслуживание и исключение возможности некорректного обновления контента на экранах (контентом в сети из 3–4 тысяч экранов может спокойно управлять 1 человек);

  • аналитика показов контента и мониторинг устройств;

  • удаленное управление устройствами.

К примеру, если маркетолог находится в офисе, а корнер — на фудкорте на другом конце города, то кто будет обновлять контент? Маркетолог потратит половину дня минимум на дорогу вместо того, чтобы сделать несколько действий в личном кабинете.

Углубляться в выгоду для бизнеса можно долго, но в digital signage централизованное управление однозначно оправдано как экономически, так и с точки зрения возможностей.

Иногда аргументов для заказчиков недостаточно, и они предпочитают приобретать экраны и обновлять контент вручную без ПО, но достаточно быстро осознают потребность в том, чтобы управлять всем удаленно.

Стороннее программное обеспечение

Игроков на рынке много, в частности сильных с крупными реализованными проектами, хорошей экспертизой и большой выручкой.

Далее я не буду рассказывать про зарубежные продукты. На глобальном рынке есть более 200 вариантов, но они обычно дороже, не все работают с российскими компаниями, и по функционалу и UX почти все уступают российским разработкам. Стоит упомянуть и о популярных решениях с открытым исходным кодом Anthias от Screenly и Xibo. Но детально рассматривать их здесь я так же не буду.

Всего на внутреннем рынке сейчас активно развиваются более 25 решений для удаленного управления контентом. Многие из них специализируются на конкретных задачах, например интерактивные панели или показ и продажа DOOH-рекламы.

Самой поддерживаемой ОС является Android и, в зависимости от продукта, может быть поддержка Windows, Linux, webOS, Tizen, macOS, iOS и пр.

Я отобрал основные российские сервисы (или тех, кто работает на российском рынке), которые подходят для широкого спектра задач и предоставляют своё ПО как SaaS, так и on-premises. Если я кого-то пропустил или у вас не указано явно, что предоставляете серверную лицензию — напишите мне и обязательно обновлю список.

Название

Юридическое лицо

Облачная платформа

Addreality

ООО «Эддреалити»

Selectel

SmartPlayer

ООО «Смартплеер»

Timeweb

Phygital Signage

ООО «Фиджитал»

Yandex Cloud

Cubic Vision

ООО «Кубик-Медиа»

Yandex Cloud

KeenVision

Не указано на сайте

VK Cloud

У всех есть свои сильные и слабые стороны. Если будет заинтересованность, то могу рассказать в отдельной статье о каждом продукте, их преимуществах и недостатках, для каких задач что лучше использовать.

Был бы рад посмотреть Cubic Vision и KeenVision вживую, так как не сталкивался с ними в проектах. Напишите в комментарии, если готовы предоставить тестовый доступ, так как прямой регистрации у вас нет.

Оборудование от вендоров ПО

Ранее я уже говорил, что производители дисплейных решений выпускают своё ПО. Это заставляет клиентов продолжать покупать и дальше их оборудование, так как фактически невозможно использовать их ПО со сторонними дисплеями. Вендоры программного обеспечения делают наоборот: производят свои плееры и (очень редко) дисплеи.

В основном, вендоры ПО выпускают свои плееры по следующим причинам:

  • оптимизируют (и урезают) ОС и получают большую производительность;

  • чаще свои устройства обладают максимальной функциональностью, которую не может гарантировать вендор на других устройствах (к примеру, встроенная видеоаналитика);

  • повышают отказоустойчивость и безопасность инсталляций;

  • увеличивают прибыль за счет продажи оборудования;

  • снижают отток клиентов из-за привязки оборудования к программному обеспечению вендора.

Стоит ли разворачивать свой сервер digital signage?

Выбор — использовать облачное или серверное решение — всегда зависит от специфики проекта. Есть определенные виды проектов, в которых нельзя использовать облако, и заказчик сразу говорит о том, что нужно разворачивать локально свой сервер. Обычно сразу за серверными решениями приходят банки, транспорт, государственные учреждения, крупные торговые сети и QSR (рестораны быстрого обслуживания). Им необходимо серверное решение по закону, по требованиям безопасности или с точки зрения экономии. С безопасностью и законодательством история отличается от случая к случаю, и на эту тему есть много информации в интернете, необязательно привязываться к digital signage, поэтому немного расскажу про экономию.

К примеру, в одной пиццерии или кафе может быть 5–6 дисплеев для отображения меню. Для франшизы, у которой 500 заведений — это более 2500 дисплеев, которыми нужно управлять централизованно. На облако средняя цена за один экран в крупных проектах — 6500 рублей в год. На сеть из 2500 экранов потребовалось бы 16–20 миллионов рублей ежегодно, не считая расходов на выделенную поддержку вендора, интеграции, доработки и обслуживание конечных устройств. С таким бюджетом можно разрабатывать и поддерживать свое решение, а еще проще — купить серверную лицензию (on-premises) готового продукта и нанять или обучить сотрудника для обслуживания инфраструктуры.

Также отдельным пунктом стоит выделить доработки. Серьезная кастомизация, которая не соответствует основному вектору развития того или иного продукта, скорее всего будет означать, что SaaS вам не подойдет, и это будет в любом случае on-premises, либо отдельное обслуживаемое облако, развернутое под вас вендором. 

SaaS или облачное решение

В случаях, когда нет явных ограничений, серьезных требований к кастомизации и у вас небольшое количество экранов, то я советую пользоваться облачными решениями. Первоначальные расходы значительно ниже, а процесс подключения даже сотни экранов может занять всего один день. Оплата происходит ежегодно за каждый экран.

Цен на маркетинговых сайтах почти ни у кого нет. Тарифные планы отправляют по запросу, но, по слухам, со всеми можно договориться на более выгодные условия.

Для ориентира — стоимость в диапазоне от 3500 рублей до 25000 рублей за один экран в год. Цена зависит от сервиса, количества экранов и необходимого функционала. Если не ошибаюсь, то у всех в стоимость подписки на облачное решение включены техническая поддержка и обновления клиентских приложений. При использовании SaaS нет необходимости нанимать и/или обучать сотрудников для поддержки серверной части выбранного ПО. В облачном решении (надеюсь) у всех постоянно кто-то следит за тем, чтобы все работало, и скорость реакции выше, чем на сбои в работе серверных решений. В целом, облако — оптимальный вариант для малого бизнеса и тех, у кого нет своей IT-команды.

Также преимуществом будет возможность управлять контентом из любого места, где есть интернет. Это актуально, если в качестве альтернативы рассматривается установка физического сервера без возможности подключиться к нему из внешней сети.

Многие вендоры внимательны к пожеланиям клиентов и часто реализовывают различные фичи без доплаты. Особенно если у вас более 50 экранов или такой запрос поступил от нескольких клиентов. Но не стоит забывать о том, что количество заказчиков, которым требуются доработки, не такое большое, поэтому стоимость доработок под вас может, мягко говоря, удивить.

Как выбрать программное обеспечение?

Только попробовать самостоятельно все варианты и выбрать более удобное / функциональное решение. Не слушайте истории про то, что одни абсолютно плохие, а другие абсолютно хорошие, тем более если это говорит интегратор. Многие интеграторы (но это не значит, что все) продают только те решения, которые им наиболее выгодно продавать, а не то, что подходит вам.

Также стоит помнить, что для тестов и PoC нет смысла разворачивать свой сервер, можно воспользоваться облаком. Практически все вендоры предоставляют бесплатные тестовые периоды. А кто не предоставляет, тот что-то явно скрывает, так как 20–30 тестовых устройств не создадут ни нагрузки на сервер, ни на команду поддержки. Значит, есть проблемы, которые стараются скрывать до момента продажи либо от широкой аудитории.

Если у вас есть вопросы, связанные с оборудованием, программным обеспечением и в целом с реализацией проектов digital signage — пишите в комментарии, постараюсь помочь.

© Habrahabr.ru