Посторонним В.: российские онлайн-аптеки не всегда доступны для незрячих пользователей

Мы — инклюзивный проект Everland, который занимается трудоустройством людей с инвалидностью и развитием безбарьерной среды. Доступная среда — это не только пандус и отсутствие бордюров. Для незрячих людей — это возможность пользоваться сайтами, приложениями и компьютерными программами без чье-либо помощи, так, как это делают пользователи без нарушений зрения. Точнее не совсем так.  Незрячие пользователи управляют компьютером и гаджетами с помощью скринридеров — программ экранного доступа, которые переводят текст экрана в речь и по сути озвучивают его. И для того, чтобы они могли свободно пользоваться онлайн-платформами, последние должны быть адаптированы для этих программ.

Какова «емкость рынка»?

Очень часто, когда в беседах с коллегами из крупного бизнеса мы поднимаем вопрос доступности, любой (онлайн и офлайн), в ответ слышим вопрос:, а какая емкость у этого рынка, зачем нам вообще заниматься адаптацией? Поэтому немного цифр.

Согласно данным Росстата в 2022 году в России насчитывалось около 100 000 человек с инвалидностью по зрению. НО (!) независимое исследование говорит, что людей с нарушением зрения в стране может быть намного больше — почти 6 млн. (!) У невизуальной доступности есть еще один важный аспект. Сайтами, адаптированными для скринридеров, можно управлять с помощью клавиатуры — именно так большинство незрячих людей работают с программами экранного доступа. Это означает, что такие сайты будут удобны и для использования людьми с нарушениями моторики. Это тоже очень большая категория людей с инвалидностью: люди с ДЦП, частичной парализацией и т.д. А еще это люди с временными ограничениями здоровья, например  переломом руки. В итоге получается очень внушительная аудитория. 

Зачем незрячим людям интернет?

Незрячие люди, как и люди с другими видами инвалидности, имеют право на равный доступ к товарам и услугам, в том числе к онлайн-сервисам. Возможность купить продукты, лекарства и другие товары онлайн, получить банковские и прочие услуги дистанционно особенна важна для людей с нарушениями зрения, потому что что инфраструктура городов и транспорта не всегда адаптированы для них.  

К сожалению, в Рунете пока много проблем с доступностью. Мы в Everland проводим регулярный мониторинг, чтобы понять, как меняется ситуация в разных сферах. Наш последнее исследование 2023 года показало, что только 37% платформ можно назвать доступными для незрячих людей.

Тогда мы проверяли банковские платформы, сервисы путешествий и образовательные платформы, телеком, ритейл и маркетплейсы. В этот раз мы решили протестировать онлайн-аптеки. 

Могут ли незрячие пользователи заказать лекарство онлайн?

Всего нами была проверена 21 платформа (сайты и мобильные приложения для iOS и Android) 7-ми брендов. Для тестирования были выбраны:»36,6», Apteka.ru, «Будь здоров», «Вита», «Все аптеки», «ГОРЗДРАВ», «еАптека». Оценку проводили тестировщики с инвалидностью по зрению, опытные пользователи скринридеров.

Какие пользовательские сценарии мы проверили:

1.       Общая структура, загруженность главной страницы/экрана;

2.       Вход, регистрация и восстановление пароля;

3.       Фильтрация товаров, доступность каталога;

4.       Доступность и информативность страницы/экрана;

5.       Доступность модуля отзывов;

6.       Взаимодействие с корзиной, оформление заказа, наличие поля для комментария;

7.       Доступность контактной информации, связь с поддержкой.

Как выставлялись баллы

Каждый сценарий по итогам тестирования получил оценку от 1 до 5. 5 баллов, если проблем не было замечено или имелись 1–2 несущественных комментария, 1 балл, если сценарий был полностью непроходим или же его можно было пройти только с помощью зрячего человека. Подробнее с системой оценки можно познакомиться здесь.

Общие результаты

 Уровень доступности онлайн-сервисов всех 7 протестированных брендов можно оценить как ниже среднего. На практике это означает, что неопытный пользователь не сможет сделать покупки в большинстве аптечных сервисов самостоятельно и ему понадобится помощь зрячего человека.

Лидеры

Наиболее адаптированными для незрячих людей и людей с нарушениями моторики оказались мобильные приложения для iOS и Android аптечной сети »36,6», приложения для Android «еАптека» и «ГОРЗДРАВ», сайт компании Apteka.ru. Однако и на платформах »36,6», и у приложения для «ГОРЗДРАВ», и у сайта Apteka.ru абсолютно недоступны модули отзывов о товарах.

Критичные сценарии

Что касается других платформ то, несмотря на наличие оценок 4 и 3 по некоторым сценариям, другие критичные сценарии пользователям недоступны. Это значит, что незрячий человек не сможет воспользоваться данными сервисами.

Например, невозможно отфильтровать товары из каталога в приложении для iOS Apteka.ru, на сайте и в приложении для iOS аптеки «Будь здоров», на сайте и в приложении для Android аптеки «Вита», приложении для iOS «еАптека». 

Незрячий человек не сможет самостоятельно зарегистрироваться или решить вопрос с восстановлением пароля на сайте и в приложении для Android сети «Вита», приложении для iOS и Android аптеки «Будь здоров».

На сайте »36.6» сложно работать с товарами в корзине и невозможно оформить заказ. Не получится оформить заказ на выбранные товары также в приложениях для iOS и Android Apteka.ru, на сайте аптеки «Вита».

Источник: Everland

Источник: Everland

Типичные ошибки

В целом ошибки платформ из сферы «Аптеки» типичны для онлайн-сервисов, неадаптированных для работы со скринридерами.  

  • Во-первых, это неподписанные на уровне кода элементы страниц. Без этого невозможно понять, что один элемент работает как кнопка, другой — как ссылка и т.д. Незрячему человеку приходится нажимать на каждый из них, чтобы понять их функционал. Например, не подписаны кнопки в корзине сайта аптечной сети «ГОРЗДРАВ». Бывает, что элементы подписаны, но текст подписи некорректный. Например, каждый элемент инструкции в приложении для Android сети «Все аптеки» повторяется два раза. Иногда кнопки не активируются скринридером. Так при оформлении заказа в приложении для iOS «еАптека» после введения адреса доставки не срабатывает кнопка «Назад».

  • Бывает, что несколько элементов представлены в виде единого объекта, и в этом случае они становятся почти полностью недоступными для незрячих пользователей. Так часто выглядят карточки товаров на сайтах аптечных сетей. Такую же ошибку мы встретили, например, на главном экране приложения Apteka.ru для iOS. Чтобы незрячий пользователь мог ознакомиться с товаром, нужно все элементы разнести по отдельным строкам: описание товара, его цена и изображение. Только так скринридер сможет их прочесть.

  • Еще одна проблема — неверная разметка страниц. Это также делается на уровне кода. В результате незрячий человек не может понять где находится меню, где основной контент. Часто в разметке отсутствуют заголовки и пользователю приходится пролистывать страницы, чтобы найти нужную информацию. Встречаются ошибки в разметке отдельных элементов. Из-за этого, например, пользователь приложения для Android аптеки «Вита», пытаясь активировать флажок и согласиться с лицензионным соглашением переходит по ссылке на правила лояльности.  Все вместе это значительно осложняет навигацию.

  • И наконец, некоторые элементы интерфейса могут быть недоступны для активации с помощью клавиатуры, что делает использование сайтов с помощью клавиатуры сложным и трудоемким.

Подробную информацию по каждому сервису можно найти на странице исследования.

© Habrahabr.ru