Мораль в египетской мифологии. Почему Сет завистлив, а Исида преданна? И что бы мы сейчас сказали на это?

Сет, бог ярости

Сет, бог ярости

Мифология, как отражение быта и морали людей

Древнюю мифологию, в частности египетскую, интересно рассматривать не столько как попытку найти объяснения непонятным явлениям, таким как периодичность разлива Нила, движения звезд и так далее, сколько как отражение быта людей и их моральных принципов.

И вот тут, не знаю как вам, но мне в глаза бросились очень сильные противоречия с точки зрения текущей морали, которым я нигде не видел объяснения. Результатом стала эта статья.

Возьмем, как мне кажется, наиболее известных и однозначных в плане моральной оценки богов: Сета — завистливого бога, убившего своего брата и Исиду, преданную жену и мать, воскресившую мужа и защищающую сына. На их примере можно понять, какие поступки являются допустимыми и поощраемыми с точки зрения египетской морали, а какие недопустимы и осуждаемы.

Убийство Сетом Осириса

Осирис, бог загробного мира

Осирис, бог загробного мира

Итак, начнем с Сета. Бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Самая знаменитая история — убийство Сетом своего кровного брата Осириса (бога возрождения, царя загробного мира). Сет убил своего брата не просто так, а из мести: его собственная жена, Нефтида, изменила ему с Осирисов, результатом измены стал бог Анубис.

Измена Нефтиды с Осирисом

Нефтида, богиня служения

Нефтида, богиня служения

Нефтида, богиня служения, однозначно положительный персонаж. Почему же она изменила Сету. Вот как это вкратце описано в мифе: «Сет, похоже, не любил Нефтиду, поэтому изменить мужу было разумно и справедливо. Проделка с Осирисом разве имела значение? В конце концов, Исида (жена Осириса), ничего не знала. Нефтида была доброй и хорошей и все случилось не по её вине.»

Получается, что если тебя не любит муж, то твоя измена — это разумно и справедливо и она случилась не по твоей вине. Если ты хочешь детей, но муж не хочет их от тебя, то желание завести потомство более приоритетно, чем верность мужу. Как вам эта логика?

Отравление Исидой бога Ра

Ра, бог Солнца

Ра, бог Солнца

Возвращаемся к убийству Сетом Осириса. Исида, идеал женственности и материнства в древнеегипетской мифологии. Она оживляет Осириса, получается правда ненадолго, но этого ей хватает, чтобы у нее появился сын Хор. Кстати Анубис (внебрачный сын Осириса, скажем так) помогает Исиде воскресить своего папу.

Исиде, уже проявившая себя как преданной жене, настало время проявить себя и как идеальной матери. Она была готова была сделать все, чтобы защитить сына Хора от жестокости Сета. И для этого ей нужно было побольше силы. Откуда её взять? У каждого бога есть секретное имя. Стоит богу сказать свое секретное имя, тут же его сила переходит к тому, кто его услышал. Исиде, чтобы защитить сына, нужна была сила самого могущественного бога, своего дедушки, бога солнца Ра. Исида искусно владела мастерством врачевания, и, как это часто бывает, могла сделать так же очень хороший яд, от которого никто, кроме нее не смог бы найти противоядие. Она незаметно отравила дедушку Ра и заставила его на последнем вздохе сказать ей свое секретное имя. В результате Ра потерял свою силу. Сила перешла Исиде и она смогла защитить своего сына Хора от злого Сета. Ну не идеальная ли мать? Что скажете вы?

Насколько морально изменять, убивать из-за измены, убивать ради сына?

Что мы имеем в итоге.

Если ты хочешь детей, а муж тебя не любит, то это оправдывает измену.

Если ты хочешь защитить своего сына и для этого тебе нужно убить своего дедушку — это оправдывает убийство, но измена не оправдывает убийство из-за мести.

С какой-то стороны есть логика, но мне лично немного обидно за Сета, что его наградили званием самого кровожадного бога, а Исиду — преданной жены и матери. А что вы думаете?

© Habrahabr.ru