Какие новые технологии появились на авторынке в 2023 году и чего ожидать от 2024?

Привет, Хабр!

За последние годы рынок автомобилей пережил техно бум. Я решил написать эту статью, потому что, наблюдая за быстрыми изменениями в автоиндустрии, осознал, что эти нововведения не только формируют будущее автомобилей, но и радикально меняют сам рынок.

Автомобилестроение — это долгая и тернистая история человеческого стремления к свободе, скорости и комфорту. С момента своего зарождения в конце 19-го века, когда Карл Бенц представил миру первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания сегодняшняя автомобильная сфера настолько преобразилось, что буквально каждый год появлются новые достижения. И если раньше слова вроде автономность и ИИ ассоциировались с чем-то вне автомобильной сферы, то теперь они стали неотъемлемой частью автоиндустрии. 

Но на одном ИИ прогресс не остановился и сегодня мы рассмотрим то, некоторые автомобильные технологии появились в 2023 году и чего ожидать от 2024 года.

V2X и DSRC

DSRC первоначально была внедрена в автомобили Toyota в Японии в 2015 году, а затем принята некоторыми моделями Cadillac в США в 2017 году. Volkswagen Golf 8 стал самым продаваемым автомобилем с поддержкой V2X в Европе в 2019 году. Однако, с тех пор эта технология так и не набрала массовости, но прогресс не остановился.

DSRC основан на стандарте IEEE 802.11p, который является модификацией Wi-Fi, адаптированной для коммуникаций между транспортными средствами и инфраструктурой на короткие расстояния — 300–1000 метров.

DSRC работает в лицензированном диапазоне 5.9 GHz, выделенном специально для автомобильных приложений. Такой диапазон выбран из-за его способности обеспечивать высокоскоростную передачу данных на короткие расстояния с минимальной задержкой и интерференцией.

Для безопасности используются цифровые подписи и сертификаты для верификации источников данных.

C-V2X использует в основном те же принципы связи, что и DSRC.

C-2V2X спользует PC5 интерфейс для прямого общения между транспортными средствами (V2V), транспортными средствами и пешеходами (V2P), а также транспортными средствами и дорожной инфраструктурой (V2I) без использования сотовой сети или сервера. V2X и DSRC в 2023 году

Yunex Traffic разработала универсальный приборный блок DSRC/C-V2X, предназначенный для всех моделей подключенных автомобилей 2023 года. Этот блок способен обрабатывать до 4000 проверок сообщений и 130 операций подписания сообщений в секунду — это уже очень много для самого большого трафика. RSU2X был протестирован на совместимость с автомобилями множества производителей и является частью программы пилотного проекта Tampa Hillsborough Expressway Authority.

В Европе наблюдается постепенное коммерческое внедрение технологии V2X. Volkswagen внедрил V2X OBU во всю линейку электромобилей ID.

ae79664443abf9e0d0cd13d1b35733af.jpg

А BMW недавно объявила о планах по развертыванию технологии V2X в своих автомобилях для поддержки двусторонней зарядки vehicle-to-grid. Mercedes-Benz также планирует развертывание V2X, в настоящее время продвигая свои облачные сервисы как средство предоставления предупреждений V2V в реальном времени. Однако на континенте пока не наблюдается крупномасштабных случаев использования V2X, что поднимает вопросы о готовности технологии к коммерческому использованию. Несмотря на это, как отмечается во многих источниках, технология V2X полностью готова к внедрению и коммерческому использованию в 2023 году, благодаря очень большому количеству тестов.

Qualcomm объявила о сертификации нескольких продуктов с чипсетом 9150 C-V2X в соответствии с европейскими требованиями, что в целом довольно большой шаг к коммерческому внедрению подключенных систем автомобилей в Европе. Эти продукты разработаны для улучшения безопасности дорог и поддержки интеллектуальных транспортных систем, включая автоматизированное вождение. .

По прогнозам Euro NCAP, к 2024 году все технические неопределенности, связанные с V2X, будут устранены. Будем ждать.

i-Vision Dee 

Технология i-Vision Dee от BMW это начало индивидуальной кастомизации авто непосредственно без внешних воздействий. Теперь, чтобы перекрасить свое авто — не нужно ехать искать сервисы для покраски авто.

С BMW i Vision Dee мы показываем, что возможно при объединении аппаратного и программного обеспечения. Таким образом, мы используем весь потенциал цифровизации, чтобы сделать автомобиль умным спутником. Это будущее производителя автомобилей — и это будущее BMW: сочетание виртуального опыта и настоящего удовольствия от вождения.

c0ae47edc2164b9d6eb7caf35f312e76.jpgОливер Зипсе

Генеральный директор BMW Group

i-Vision Dee — это технология, позволяющая автомобилю менять цвет своего кузова и создавать на нем различные рисунки. Слово Dee в конце происходит от Digital Emotional Experience, которое говорит о стремление БМВ создать уровень эмоционального и цифрового взаимодействия между автомобилем и его владельцем

Технология использует принципы, аналогичные тем, что лежат в основе электронных чернил, применяемых в электронных книгах. Это позволяет автомобилю менять цвет и создавать рисунки на кузове, используя электрические сигналы для управления микроскопическими частицами, встроенными в специальное покрытие.

Электронные чернила работают на основе микрокапсул, содержащих мелкие частицы, которые реагируют на электрическое напряжение. 

Микрокапсула представляет собой миниатюрный контейнер, заключающий в себе частицы, способные изменять свое положение под воздействием электрического поля.

d123d3ab5522fc6ba69e579a43239a7d.gif

Микрокапсула состоит из нескольких компонентов:

  1. Внешняя оболочка: оболочка микрокапсулы обычно изготавливается из полимерного материала, который обеспечивает ее прочность и устойчивость к внешним воздействиям. Эта оболочка очень гибкая, потому что частицам внутри капсулы необходимо перемещаться, но в то же время достаточно она достаточна прочная.

  2. Частицы: внутри микрокапсулы находятся частицы, которые могут иметь различные цвета и электрические заряды. Например в электронных книгах это белые частицы с положительным зарядом и черные частицы с отрицательным зарядом (как на гифке).

  3. Жидкость: частицы внутри микрокапсулы плавают в специальной жидкости, которая обеспечивает их свободное перемещение. Эта жидкость обладает определенными вязкостными и электрическими свойствами, которые способствуют эффективному управлению положением частиц под воздействием электрического поля.

Работа микрокапсул достигается за счет электрофореза — движение частиц в жидкости под воздействием электрического поля. Когда к микрокапсуле прикладывается электрическое напряжение, частицы внутри нее начинают перемещаться в зависимости от своего заряда. Если напряжение приложено таким образом, что положительно заряженные частицы притягиваются к одной стороне капсулы, а отрицательно заряженные — к другой, это приводит к изменению цвета поверхности, на которой расположена микрокапсула. Например, если белые частицы переместятся к верхней части капсулы, поверхность станет белой, а если к верхней части переместятся черные частицы — поверхность станет черной (как на гифке выше).

В случае с i-Vision Dee, BMW покрытие кузова содержит миллионы микрокапсул, каждая из которых наполнена частицами различных цветов

В отличие от базовой черно-белой палитры, BMW использует частицы различных цветов для большого широкого спектра цветов и оттенков на кузове автомобиля. Путем точного управления напряжением, прикладываемым к различным участкам кузова, можно создавать не только однородные цветные поверхности, но и сложные узоры или изображения, динамически изменяя внешний вид автомобиля.

BMW обещает управление цветом авто через приложение, а так же через внутренние интерфейсы авто. Что примечательно, что i-Vision Dee потребляет энергию только в момент изменения изображения, как и в случае электронных книг. 

Все круто. Но насколько это юзабельно?

Отметили несколько поинтов:

  1. Все привыкли, что персонализация автомобиля ограничивалась выбором цвета кузова при покупке и возможностью добавления некоторых декоративных элементов. С i-Vision Dee, можно изменять цвет кузова авто по желанию, настроению, индивидуальным предпочтения или согласовываться с определенными событиями.

  2. С точки зрения эксплуатации, i-vision может снизить потребность в перекраске автомобилей, что является потенциально вредным для окружающей среды процессом.

  3. Ну и возможно, каким-то компаниям приглянется использовать такие авто в качестве маркетинга.

И самое главное — это технологический прогресс. Было бы весьма круто, если бы каждый автомобиль обладал такой фичей. 

Помимо смены цвета, i-vision предоставляет вывод интерфейса на экран с помощью смарт-стекла. Смарт-стекло, используемое в концепции i-Vision от BMW, представляет собой интерактивные дисплеи, которые интегрированы непосредственно в стеклянные поверхности автомобиля. 

В стекло интегрируются тонкие слои OLED или жидких кристаллов, которые могут быть активированы для отображения информации. Эти слои достаточно прозрачные и не мешают, когда не используются.

Использование электрохромных материалов позволяет динамически изменять прозрачность стекла, обеспечивая оптимальный баланс между видимостью дисплея и обзором окружающей среды.

БМВ обещает реализовать управление интерфейсом через голос и жесты.

Также i-vision сможет изменять узоры на радиаторе и фарах.

Однако, точные даты не то что серийного производства таких автомобилей, а даже хотя бы 10 экземпляров не раскрыты.

Беспилотное такси

Беспилотные такси уже давно не новинка, однако в 2023 году их использование очень сильно возросло.

Беспилотные автомобили могут ездить в тех же условиях, что и обычный водитель, видеть знаки, понимать разметку и ориентироваться в меняющихся условиях. Кроме того, Яндекс активно развивает роботов-доставщиков, которые уже тоже давно не новинка. 

50476c8137616816fe218548b21a461e.jpg

Один из директоров Яндекса сообщил о том, что роботы доставили уже 250 тысяч заказов.

Яндекс также насчитывает более 130 автомобилей, преодолевших в автономном режиме более 27,1 млн километров. 

Компания стала первой в Европе, запустившей сервис беспилотного такси, совершив более 90 тыс. поездок с пассажирами с августа 2018 года. Беспилотные автомобили Яндекс успешно выдерживают разные погодные условия и тестируются в различных регионах, включая Москву, Сириус и Иннополис.

Яндекс так же планирует возобновить разработку беспилотных автомобилей в США под брендом Avride, что свидетельствует о высоком желание выйти на международный рынок.

Но на одном Яндексе рынок не стоит.

В Сан-Франциско, например, беспилотные такси, управляемые стартапами Cruise и Waymo, стали обычным явлением на дорогах. 

Несмотря на тех. успех, появление беспилотников на дорогах вызвало обеспокоенность среди жителей города из-за увеличения пробок и мелких дорожных инцидентов: Разрабы говорят о том, что все эти пробки объясняются высоким уровнем безопасностью авто.

Израиль начал тестирование летом 2023 года беспилотных аэротакси. Этот проект является частью инициативы по созданию национальной сети беспилотного авиасообщения.

В Дубае разрабатывается система для наземного обслуживания аэротакси, с планами запуска к 2026 году. Автономный Air Taxi, представленный управлением транспорта Дубая, способен перевозить до четырех пассажиров и достигать скорости до 300 км/ч! Для поддержки этой новой формы транспорта планируется создать сеть велипортов, которые обеспечат интеграцию аэротакси с другими видами транспорта.

В Хельсинках, запускаются беспилотные водные такси. Эти электрические катамараны, которые можно будет вызвать через приложение Callboats, обещают снизить стоимость и решить проблему нехватки персонала:

39145f54d3af1b916f0c77a5b431bfc7.jpg

Да уж. Сколько всего произошло за эти пару лет. Четко помню, как удивлялся просто сенсорному телефону лет 10 назад — в рамках мира совсем немного, а уже и машины сами ездят, да и цвет меняют со смарт-стеклами. Чудеса.

© Habrahabr.ru