Как я пытался нанять свитчера

edac9d479c8ed36ec57af265f8433803

Давно слежу за популярным движением «войти в АйТи». Подписываюсь на различных блогеров, которые с энтузиазмом рассказывают про свой путь переплавки из абстрактных продажников в программисты. Большинство из них сдувается через пару месяцев. Но встречаются иногда упорные люди с высокой мотивацией. Про одни такой интересный кейс я и хочу рассказать.

О себе

Сам я профессионально занимаюсь программированием уже около двадцати лет. За это время успел поработать в офисе по найму, потом разработал собственный сервис и вот уже четырнадцать лет занимаюсь этим проектом.

Как я стал ментором

Команда в проекте небольшая, основную часть кода приходится писать самому. Поэтому навыки управления программистами развиваются медленно, просто потому что программистов мало. Однажды, мне постучался в телеграм основатель сервиса менторов и предложил мне зарегистрироваться в качестве ментора. Он увидел мои статьи и изучил проект, решил, что я подойду на эту роль.

Тогда я подумал, что это отличный шанс развить в себе нужные коммуникативные навыки.

Быстро появились первые заявки и начались занятия. В основном попадались уже работающие программисты джуны и мидлы, у которых возникал затык с какой-нибудь сложной задачей и им требовался взгляд со стороны и совет бывалого. Также было много просьб провести собеседования или грейдировать уже работающую команду разработчиков в небольшой компании. С этими все понятно.

Упорный свитчер Семён (попытка номер 1)

Но однажды мне попался интересный человек, который недавно закончил курс на какой-то известной платформе и теперь стремился получить работу. Только пока никуда не брали из-за отсутствия опыта. Мне этот свитчер понравился свой необыкновенной напористостью и мотивацией, видно, что человек не на шутку решил сменить профессию. Для упрощения назовем его Семён (имя вымышленное, чтобы никого не обидеть). На занятиях он с любопытством расспрашивал про всё подряд, что могло относиться к программированию. Читал все статьи и книги, которые я рекомендовал, конечно не всё из этого понимал и мог рассказать про что они, но информацию поглощал жадно.

На тот момент я развивал новый фронтенд для Sitebill на Angular. И подключил Семёна к гитхабу с репозиторием этого проекта. Теперь денег за занятия я с него не брал, а просто давал задачи и помогал с выполнением. Поначалу к его непониманию как решать таски я относился снисходительно, все-таки человек переучивается на сложную профессию и всячески ему помогал, подсказывал что и где лежит из кода, который требуется фиксить в данный момент. Но подсказок требовалось все больше, а прогресса самостоятельных решений не наблюдалось.

Тогда я подумал, что ему надо как-то понять принцип работы всего фреймворка, чтобы интуитивно знать куда копать. Поручил ему просто скопировать фроентенд и повторить основные вещи: типа системы гридов, генератор форм и базовые сервисы для общения с API.

Вполне ожидаемо, он с этой задачей не справился и постепенно энтузиазм затих.

Упорный свитчер Семён (попытка номер 2)

Потом была пауза примерно полгода. Однажды, я спросил, как у него продвигается карьера. Семён ответил, что занимается теперь на новом курсе дата-аналитиков, аргументируя что это более востребованное направление на сегодняшний момент. Машинное обучение, большие данные и все такое. Хотел я ему тогда сказать, что анализ — вообще космос, на курсах этому не обучат. Ну думаю, пусть попробует.

Я когда учился в институте на бакалавра информатики, параллельно с нами была группа системного анализа. Просто от списка разных математических дисциплин у меня голова болеть начинала, а сколько там было перебежчиков к простым инфомратом и не счесть. И это учитывая то, что поступали на факультет лучшие из лучшим математиков.

Сайтам, рекламирующим курсы дата-аналитки за сто тысяч, я бы сказал: «У вас совесть есть? Как можно обещать Васе в 35 лет, который из математики в школе только квадратные уравнения смог победить с трудом, что он сможет стать востребованным специалистом и получит работу в абстрактном газпроме?». Оставим это для комментариев.

Семён мне также поведал, что он нашел подработку по верстке сайтов, вместе с правками в ворпдрессе. «Отлично, значит появляется осознание постепенного входа в программисты» — подумал я.

Решил дать ему второй шанс. Теперь подключил Семёна к репозиторию основного нашего фреймворка Sitebill, который написан на PHP. Сейчас это довольно монструозный монолит с Jquery, ванильным JS, некоторые наработки на Vue и попытка соединения это с Laravel-компонентами, типа шаблонизатора Blade, хотя изначально делали на Smarty. Знаю, звучит ужасно, еще более ужасно это все устроено внутри. Тем не менее, система продолжает работать и требует постоянно баг-фиксов.

Показываю Семёну таски, даже обучил отладке с помощью XDebug в PHPStorm, чтобы можно было находить участки кода, ответственные за баг. Под моим наблюдением задачи решались, хоть и медленно. При этом постоянные вопросы и непонимания. Терпения у меня много, поэтому всячески поддерживал старания Семёна. А вот у новичка нервы оказались не железные. Однажды, он мне заявил: «Хватит меня мучать этими наводками и объяснениями, что почитать, над чем поэкспериментировать, скажи мне что делать сразу, без предварительных историй!».

Мое прозрение

Вот тут я наконец и понял, чем же отличается специалист с дипломом из технического ВУЗа, от свитчера, который считает, что вышка не нужна. У Семёна было и скорей всего осталось стойкое убеждение, что программист — это эрудированный повар или столяр, который просто знает огромное количество рецептов решения задач. И все что нужно для успешной работы, это немного поднабрать таких волшебных рецептов на все случаи жизни. Только это уровень ПТУ, там действительно прокатывает такой сценарий.

Не спорю, что есть самородки, которые не заканчивали ВУЗов, но при этом являются отличными специалистами. Только для этого нужен особый склад ума и отличная интуиция, отработанная тысячами часов.

В ВУЗе дают знания, которые на первый взгляд не связаны с профессиональной деятельностью. Математический анализ, философия, даже социология и другие не очевидно полезные дисциплины. Однако, все это формирует собственное видение мира и способность принимать решения, когда сталкиваешься с незнакомой проблемой. Лабы, курсовые, дипломы — это подготовительные шаги, к профессиональной деятельности, чтобы не опустить руки, когда кажется, что все испробовал, продолжать упорно трудиться и добывать новые знания, если таких не хватает. Вот для чего эта «ненужная» вышка.

На курсах, к сожалению, могут дать только набор рецептов, чтобы выполнить выпускной пет-проект и дать тебе иллюзию собственной значимости. Хотя потом на собесах быстренько сбивают такую хлипкую корону.

Вывод

В заключение хочу сказать тем, кто стремится через курсы получить высокооплачиваемую работу: готовьтесь к тяжелому пути. То, что студенты на свежую голову после школы с легкостью впитывают в себя за четыре года, вам придется на собственных ошибках долго и нудно понимать и не факт, что сформируются нужные знания.

Для себя я понял важную вещь, обучение в ВУЗе и большой опыт работы — это очень важно. Не нужно экономить на специалистах, ничего хорошего из этого не выйдет. Для продуктивной работы нужны твердые знания, навыки и, как ни странно, осознание этих своих достоинств. Потому что неуверенность в себе мешает принимать важные решения и двигаться вперед.

© Habrahabr.ru