Истоки японского дизайна: Дзюнъити Накахара и его иллюстрации

7d984abc7b7743216041f3cc5831b53d.png

Мы продолжаем серию статей про японских художников, дизайнеров и иллюстраторов, повлиявших как на современников, так и на потомков. Мы уже поговорили об изящных юношах и девушках Такабатакэ Касё, что повлияли на формирование современного образа анимешных красавцев и красавиц, а также об очаровательной миловидности героинь Кацудзи Мацумото, которые сформировали концепт «каваии» в японской манге и аниме. Ещё одним шагом к созданию стиля манги (прежде всего — стиль манги для девочек, а в наше время еще аниме и игр) стало творчество Дзюнъити Накахара (1913–1983).

Дзюнъити Накахара. Источник

Дзюнъити Накахара относится к более молодому поколению художников, чем упомянутые выше — значительная часть его деятельности приходится на послевоенное время. В ученичестве он успел проникнуться влиянием и Такабатакэ Касё, и классика японского модерна Такэхиса Юмэдзи (отдельной статьи про него не было лишь потому, что на русском уже существует прекрасная статья об этом художнике). 

Обложка современной книги о творчестве Дзюнъити Накахара. Источник

Обложка современной книги о творчестве Дзюнъити Накахара. Источник

Талант Дзюнъити проявился рано — ещё в подростковом возрасте он начал в качестве хобби создавать фарфоровых кукол и наряды для них. Причём выходило у него поразительно хорошо — юноше было всего девятнадцать, когда в Токио открылась его персональная выставка.

Кукла с той самой выставки. Источник

Она имела большой успех, и именно благодаря ей юного творца заприметил редактор журнала для девочек «Сёдзё, но Томо», с которым работал Такабатакэ Касё. Дзюнъити предложили работу иллюстратором журнала, и так началась его блестящая карьера художника. Поначалу Дзюнъити рисовал лишь иллюстрации к стихам и статьям, но довольно быстро ему начали доверять и работу с обложками — лицом журнала, а также постерами и другими материалами.

Обложка журнала для девочек «Сёдзё но Томо». Источник

Обложка журнала для девочек «Сёдзё, но Томо». Источник

Помимо прочего Дзюнъити Накахара занимался дизайном одежды: иллюстрировал колонки со статьями о моде, выпускал свои брошюры с модными советами. В то время Япония как раз активно переходила от традиционных нарядов к европейской одежде. Женщинам, которые привыкли носить кимоно, было сложно ориентироваться в совершенно новой моде — как со вкусом подобрать европейское платье, как наряжать детей и подростков и подбирать им одежду по возрасту? Журналы давали бесценные подсказки о том, как выглядеть красиво и модно в новую эпоху. 

Модные наряды Накахары Дзюнъити. Источник

Дзюнъити Накахара обладал исключительным вкусом и чуткостью в том, что касалось девичьей моды. В качестве дизайнера он создавал иллюстрированные брошюры с инструкциями для девушек, где рассказывал, как носить европейскую одежду, как её подбирать для разных случаев и разного типа телосложения, как оттенять наряд аксессуарами. Особенно ценными его иллюстрации были ещё и потому, что многие европейские наряды в то время шили на заказ, так что девушки могли показать вырезки из журналов в ателье чтобы объяснить, какую одежду им хочется получить. Изящные образы с картин Дзюнъити Накахара до сих пор выглядят современными и стильными. 

Одежда, сшитая по иллюстрациям Дзюнъити Накахары. Источник

Одежда, сшитая по иллюстрациям Дзюнъити Накахары. Источник

Причём, что интересно — хотя у художника не было образования портного, придуманные им наряды прекрасно шились и смотрелись на моделях. Расположение швов, структура ткани, то, как одежда должна сидеть… Судя по всему, Накахара очень ясно представлял всё это у себя в голове уже на этапе эскизов. Нередко встречаются на его иллюстрациях и прекрасные девушки в кимоно с интересными расцветками ткани. 

Японские наряды от Дзюнъити Накахары. Источник

Японские наряды от Дзюнъити Накахары. Источник

Ещё одной революционной идеей Дзюнъити Накахары стали приложения к журналам. Он предложил для «Сёдзё, но томо» концепт вкладышей-бонусов в журнальные выпуски — то были закладки, открытки, бумага для письма, небольшие блокноты, игральные карты и так далее. Дизайн их он также создавал сам. Эти небольшие подарки для читательниц произвели настоящий фурор. Довоенные годы, в которые Дзюнъити Накахара активно работал оформителем и иллюстратором журнала, стали золотым веком «Сёдзё, но томо». К мнению художника прислушивался и редакторский состав издания — Дзюнъити необыкновенно тонко понимал запросы и интересы девичьей аудитории. Возможно, сказалось то, что он рос среди женщин — отец художника умер рано, и его вместе с двумя старшими сёстрами растила мать. 

64c2591e7e84fff81660a5ac72c6a7b4.jpgОткрытки-приложения к «Сёдзё но томо» от Дзюнъити Накахары. Источник

Открытки-приложения к «Сёдзё, но томо» от Дзюнъити Накахары. Источник

Помимо «Сёдзё, но томо» художник сотрудничал и с другими журналами, а также оформлял книжные издания. Например, иллюстрировал рассказы для девочек Кавабаты Ясунари, с которым был очень дружен. Стиль иллюстраций Дзюнъити вобрал в себя достижения художников старшего поколения, и при этом его работы обладали уникальным очарованием и безошибочно узнаются среди прочих творений японского модерна. 

Источник

В творчестве его старших коллег ещё сильно заметно влияние классического японского стиля нихон-га, в то время как Дзюнъити ступил на порог совершенно нового направления. Большеглазые девушки Накахары с длинными пушистыми ресницами, похожие на европейских фарфоровых кукол, покорили сердца читательниц. 

Источник

Огромное влияние оказал стиль Дзюнъити на работы Риёко Икэды — мангаки, что заложила основы жанра сёдзё-манги (её перу принадлежит культовая манга «Роза Версаля»). Так что Дзюнъити Накахара можно назвать прародителем культуры сёдзё.

Источник«Роза Версаля» Риёко Икэды — культовая сёдзё-манга, заложившая основы жанра. Источник

«Роза Версаля» Риёко Икэды — культовая сёдзё-манга, заложившая основы жанра. Источник

В военные годы журналы мод, красивые наряды и в целом романтический флёр девичьих журналов оказались в опале. В почёте тогда были произведения патриотического толка, правительство призывало отказаться от роскоши и воспевать доблесть воинов и трудолюбие народа, трудящегося на благо страны. Дзюнъити Накахара стал последним ярким художником японского модерна прежде, чем на долгие годы тонкие красавицы в модных нарядах оказались забыты. 

ИсточникВоенные открытки с иллюстрациями Дзюнъити Накахара. Такие отправляли солдатам на фронт вместе с гуманитарными посылками (обычно не конкретному человеку, а просто как абстрактная «посылка солдату» от людей из тыла). Источник

Военные открытки с иллюстрациями Дзюнъити Накахара. Такие отправляли солдатам на фронт вместе с гуманитарными посылками (обычно не конкретному человеку, а просто как абстрактная «посылка солдату» от людей из тыла). Источник

Военные открытки с иллюстрациями Дзюнъити Накахара. Такие отправляли солдатам на фронт вместе с гуманитарными посылками (обычно не конкретному человеку, а просто как абстрактная «посылка солдату» от людей из тыла)

Тем не менее, Накахара не бросил творчество совсем. В военные годы он держал магазин одежды (который после сгорел во время бомбёжек), выпускал самиздатом небольшие артбуки со своими иллюстрациями, рисовал открытки. После войны в Японии ослабла цензура, и Дзюнъити Накахара смог вернуться к творчеству. В 1946 году он запустил собственный журнал для девушек «Soleil». Окружающие сомневались в успехе идеи — то были голодные послевоенные годы, и, казалось, людям не до красоты и моды. Однако Накахара стремился хоть немного приукрасить неприглядную действительность. Для работы с журналом он пригласил много известных художников — ему не хотелось, чтобы издание стало «личной выставкой». Позже также появился на свет «Junior Soleil» для совсем юных девочек.

Обложка одного из выпусков «Junior Soleil». Источник

Обложка одного из выпусков «Junior Soleil». Источник

В новом журнале Дзюнъити Накахара не забывал о положении читателей. Он давал советы о том, как даже в непростое время можно придать облику опрятность и изящество. Простые, аккуратные причёски, небольшие вышивки на одежде, скромные полевые цветы для украшения стола, советы о том, как можно перешить воротник блузки, чтобы освежить наряд… Художник старался научить юных читательниц мелочам, что помогут раскрасить их будни и подарить немного радости даже в тяжёлые времена. Главным постулатом всего творчества Дзюнъити Накахары стал концепт «гармонии внутренней и внешней красоты». Он считал, что юные девушки с прекрасными, чистыми душами, не должны прятать свою внутреннюю красоту — она должна проявляться и внешне: в манерах, облике, образе жизни.

Дизайны причёсок в иллюстрациях Дзюнъити Накахары. Источник.

Дизайны причёсок в иллюстрациях Дзюнъити Накахары. Источник.

Журнал успешно продавался, и на волне успеха Накахара Дзюнъити в 1947 основал издательство «Химавари» («Подсолнух») и одноимённый журнал, рассчитанный на аудиторию чуть старше. Там публиковались не только заметки о моде, но и художественные произведения и поэзия, рецепты, заметки о жизни и ведении быта, эссе (в том числе и авторства Накахары)… Чуть позже в журналах Накахары начали появляться статьи о западных трендах — книгах, кино, искусстве. По сути именно он создал концепт женских журналов в послевоенной Японии. 

Обложка журнала «Химавари». Источник

Кроме того, Накахара Дзюнъити писал и иллюстрировал небольшие воспитательные буклеты для девочек, где писал о хороших манерах и правилах приличия, рисовал обложки, иллюстрации для книг и артбуки, помогал с одеждой и причёской моделей для фото в журналах, выпускал собственный мерч… Работал Накахара работал и с детской одеждой — например, писал советы для матерей о том, как красиво и удобно одевать маленьких дочек. Работоспособность художника поражала воображение. Но, конечно, это не могло не сказаться на его здоровье.

Книга о детской моде от Дзюнъити Накахары. Источник

Книга о детской моде от Дзюнъити Накахары. Источник

В 60-е годы в творчестве Дзюнъити Накахары начали появляться долгие перерывы, связанные с болезнями — проблемы с сердцем, инсульт и его последствия… Из-за этого художнику пришлось закрыть издательство «Химавари». Однако это не остановил его страсть к творчеству. В 1970-м году, в возрасте 57 лет Дзюнъити основал свой последний журнал — «Женская комната» (Onna no heya), для работы в котором пригласил старую команду. К сожалению, здоровье художника ухудшилось ещё сильнее, и всего пять выпусков спустя журнал был закрыт. 

Обложки журнала «Женская комната». Источник

Обложки журнала «Женская комната». Источник

В последние десять лет своей жизни Дзюнъити Накахара окончательно отошёл от дел и вёл тихую жизнь в окружении близких (у него было четверо детей и любимая жена — в молодости звезда театра Такарадзука). В возрасте семидесяти лет он ушёл из жизни. Однако даже в последние годы своей жизни, страдая от болезней, художник продолжал творить — в качестве хобби он вырезал кукол из дерева (причём мужские модели) и наряжал их в модные наряды. Сложно догадаться, что их создавал очень пожилой человек, который тогда уже почти не выходил из дома. 

Источник

Иллюстратор, писатель, дизайнер, стилист… Накахара Дзюнъити сочетал в себе множество талантов и стал настоящим кумиром девочек и девушек довоенного и послевоенного времени. В самые тяжелые периоды японской истории он дарил юным читательницам прекрасные мечты и возможность хотя бы немного абстрагироваться от мрачной действительности. 

Источник

Целые поколения выросли на творчестве Дзюнъити Накахара. Неудивительно, что его стиль оказал огромное влияние на современную японскую иллюстрацию и стилистику манги для девочек. В современной Японии художник не забыт — проводятся его персональные выставки, создаётся канцелярия и сувениры с его картинами, изготавливаются куклы по мотивам иллюстраций Накахары, выпускаются артбуки. Множество молодых художников вдохновляются его работами, среди них иллюстраторы, аниматоры и гейм-дизайнеры. Несомненно, он оставил огромный след в истории современного японского искусства. 

Автор: Полина Гуленок

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT-компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?   

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

© Habrahabr.ru