Еще про фото неба

Навеяно постом engine9

Начнем с явлений, основанных на преломлении света.

1. Самое простое, что можно увидеть — это радуга. Наблюдается чаще всего летом после сильного дождя и чаще всего во второй половине дня. Исключительно редко это явление можно увидеть утром и еще реже — посреди дня, потому что Солнце находится слишком высоко. Если повезет, можно увидеть двойную или даже тройную радугу.

Поскольку полная радуга очень широкая, для полного ее охвата воспользовался приемом панорамной съемки. Снято несколько вертикальных кадров с одинаковыми настройками и с небольшим перехлестом, далее кадры сложены в PTGUI.

Радуга, Canon 600D, 18-55 IS II, панорама, сложение в PTGUI

Радуга, Canon 600D, 18–55 IS II, панорама, сложение в PTGUI

  1. Гало. Природа данного явления та же, что и у радуги, только свет преломляется не в капельках воды, а в мелких ледяных кристаллах. Чаще всего наблюдается зимой в ясный морозный день. В моем случае наоборот снимок с гало сделан летом. Поскольку света в ясный солнечный день много, очень сильно зажата диафрагма.

Гало, Canon 600D, 18-55 IS II

Гало, Canon 600D, 18–55 IS II

  1. Близкий родственник гало — лунная корона. Проще всего наблюдать лунной ночью с легкой облачностью. Рецепт прост: фотоаппарат ставим на неподвижную опору, прикрываем диафрагму, выдержка в несколько секунд, вуаля!

Лунная корона, Canon 600D, Samyang 14 2.8

Лунная корона, Canon 600D, Samyang 14 2.8

  1. Световые столбы. Наблюдаются при сильном морозе, когда в воздухе образуется взвесь мелких ледяных кристалликов. Выглядят как лучи света, направленные строго вертикально. Если одновременно наблюдается несколько столбов, их также называют световым лесом. Снято на Redmi note 7, приложение DSLR Camera Pro, формат DNG, обработка в мобильной версии Lightroom.

    Световые столбы, Redmi Note 7

    Световые столбы, Redmi Note 7

    Как частный случай светового столба может наблюдаться солнечный столб.

    Солнечный столб, Redmi Note 7

    Солнечный столб, Redmi Note 7

  2. Брокенский призрак (также можно встретить названия «горный призрак» и «глория») — тень от объектов на поверхности облаков, нередко окруженная радужными кольцами. Данное явление можно наблюдать из самолета или на сравнительно высоких горных вершинах. Известность оно получило благодаря пику Броккен в горах Гарц в Германии, где постоянные туманы позволяют наблюдать его особенно часто. Это способствовало возникновению местной легенды, по которой и дали явлению название.

Брокенский призрак, вид из самолета, Redmi Note 7

Брокенский призрак, вид из самолета, Redmi Note 7

  1. Иризация облаков — это когда радуга наблюдается в облаках, чаще всего, в перистых или слоистых.

    Иризация облаков, Canon 600D, 18-55 IS II

    Иризация облаков, Canon 600D, 18–55 IS II

  2. Сумеречные лучи. Это очень зрелищное явление, когда лучи Солнца пробиваются через облака или выходят из-за горизонта. Они являются видимыми благодаря тому, что область, освящаемая Солнцем, отделена от затененного пространства.

    Сумеречные лучи, проходящие сквозь облака, Canon 600D, Мир-1В, панорама, сложение в PTGUI

    Сумеречные лучи, проходящие сквозь облака, Canon 600D, Мир-1В, панорама, сложение в PTGUI

    Загоризонтные сумеречные лучи, Canon 600D, 18-55 IS II

    Загоризонтные сумеречные лучи, Canon 600D, 18–55 IS II

  3. Задумывались ли вы, что Солнце на восходе и на закате выглядит приплюснутым? А еще при этом Солнце физически находится ниже, чем кажется. Особенно эффект выражен, если наблюдать Солнце на большой высоте. Это явление обусловлено тем, что атмосфера искривляет лучи света.

    Восход Солнца, вид с Бермамыта, Canon 600D, 70-300 IS USM

    Восход Солнца, вид с Бермамыта, Canon 600D, 70–300 IS USM

  4. Где облака, там что? Правильно, грозы с громом и молнией. Их, само собой, тоже неоднократно снимал. И это одной из явлений, съемка которого сопровождается огромным азартом, ведь абсолютно неизвестно, ударит ли молния прямо сейчас или через минуту и окажется ли в поле зрения камеры или где-то в стороне. Оставлю несколько наиболее зрелищных или просто интересных снимков.

    Приближение грозы, Redmi Note 7, панорамная съемка, сложение в PTGUI

    Приближение грозы, Redmi Note 7, панорамная съемка, сложение в PTGUI

    Шкваловая воронка, Canon 600D, 18-55 IS II

    Шкваловая воронка, Canon 600D, 18–55 IS II

Паукообразная молния, Canon 600D, 18-55 IS II

Паукообразная молния, Canon 600D, 18–55 IS II

Молнии, тянущиеся из облака, Canon 600D, Samyang 14 2.8

Молнии, тянущиеся из облака, Canon 600D, Samyang 14 2.8

Прямое попадание, Canon 600D, 18-55 IS II. К слову, бледную молнию слева увидел только на фото

Прямое попадание, Canon 600D, 18–55 IS II. К слову, бледную молнию слева увидел только на фото

Тройная молния, Canon 600D, 18-55 IS II

Тройная молния, Canon 600D, 18–55 IS II

А на вот этом снимке хочется остановиться отдельно. Обратите внимание на ближнюю ветвь разряда, прошедшую точно над деревьями. В той стороне эти деревья одни такие, и определив по карте расстояние до них, сделал вывод, что молния ударила в 70 метрах от места съемки. Проходя спустя несколько дней мимо тех деревьев, видел на сухой траве в канаве перед ними несколько выжженных кругов. Не исключаю, что это как раз и были следы, оставленные молнией со снимка.

Близкий удар молнии, Redmi Note7, DSLR Camera Pro, проявка в мобильной версии LIghtroom

Близкий удар молнии, Redmi Note7, DSLR Camera Pro, проявка в мобильной версии LIghtroom

Когда я снимаю молнии на нормальный фотоаппарат, я немного читерю, а именно пользуюсь Magic Lantern. Основная ее функция заключается в том, что она позволяет снимать с очень длинными выдержками по таймеру и с возможностью прерывания съемки в любой момент. Параметры следующие: дифрагма на F/7.1 — F/9 (если еще достаточно светло, то до F/11 или даже до F/16), ISO на минимум, фокус в ручном режиме на бесконечность, стабилизатор отключить (если есть), далее направляем камеру туда, где бьют молнии, и снимаем от вспышки до вспышки. Также можно просто сделать спусковой тросик из провода с разъемом 2.5 мм от старой мобильной гарнитуры, припаяв к ней фиксированную кнопку, или приобрести готовый.

С фото на мобильный все примерно так же, но ситуацию осложняет отсутствие диафрагмы: ISO на минимум, выдержку на максимум, и вперед.

Теперь отправимся в космос.

  1. Лунное затмение. Из всех затмений наблюдается наиболее часто. И начнем мы с полутеневого затмения. Снимать их сравнительно легко даже на технику начального уровня. Единственное, что понадобится — длиннофокусный объектив. В моем случае это дешевый мыльный и темный как подвал, зато с очень неплохим приводом АФ и двухосевым стабилизатором, 70–300 IS USM. Света даже частично перекрытая Луна отражает достаточно много, поэтому может даже получится сфотографировать с рук без использования штатива. Поскольку эквивалентного фокусного расстояния в 480 мм маловато, снимок был дополнительно обрезан в редакторе.

Canon 600D, 70-300 IS USM

Canon 600D, 70–300 IS USM

Но задача очень сильно осложняется, если мы снимаем полное лунное затмение, потому что света наоборот катастрофически не хватает, а Луна перемещается по небу очень быстро. Исходя из данных условий, приходилось балансировать между максимально возможной выдержкой (не больше 3–5 секунд для данного фокусного) и достаточно высокой чувствительностью, чтобы нормально проэкспонировать Луну и ее при этом не «размазало» по снимку.

На кадре ниже запечатлена Луна в фазе, близкой к полному затмению, а точка в нижней части снимка — Марс, находящийся в стадии Великого Противостояния, т. е. когда он находился максимально близко к Земле. В общем, комплекс из двух не самых частых астрономических явлений на одном фото.

Полное лунное затмение и Великое противостояние Марса, Canon 600D, 70-300 IS USM

Полное лунное затмение и Великое противостояние Марса, Canon 600D, 70–300 IS USM

  1. Солнечное затмение. В 2006 году я был свидетелем полного солнечного затмения, но тогда «цифры» у меня нормальной не было и фотографий соответственно тоже нет, зато есть снимки затмения, где Солнце было перекрыто в максимальной фазе более чем наполовину. Снято через китайский переменный затемняющий фильтр с Алиэкспресса. И да, никогда не приобретайте такие. Возьмите лучше несколько фиксированных ND-шек с разной степенью затемнения. С параметрами пришлось повозиться, потому что даже при «закрытым наглухо» фильтре света было очень много, выдержка составила предельные для Canon 600D 1/4000 сек при F/11. Если приглядеться, в левой части солнечного диска виднеются даже солнечные пятна.

Солнечное затмение, Canon 600D, 70-300 IS USM, китайская переменная затемняйка

Солнечное затмение, Canon 600D, 70–300 IS USM, китайская переменная затемняйка

Солнечное затмение, Canon 600D, 70-300 IS USM, китайская переменная затемняйка

Солнечное затмение, Canon 600D, 70–300 IS USM, китайская переменная затемняйка

  1. Кометы. Разные кометы прилетают к нам стабильно каждые 3–5 лет, но пригодных для съемки все же не столь много. В общем, чтобы «поймать» комету, мониторим новости, далее определяем через Stellarium наиболее благоприятное для наблюдений время, вооружаемся камерой и идем снимать.

    Что по параметрам? Универсальный рецепт для дипская — диафрагма полностью открытая, ISO от 800 и выше, выдержка определяется по правилу 500/Fэкв, где Fэкв — F * кроп-фактор. Для кропов от Canon он равен 1.6, для всех остальных — 1.5, для полного кадра не учитывается, потому что равен 1, а для среднего формата наоборот составляет меньше единицы. В моем случае снято на Гелиос 44–2, потому что в тот момент это был наиболее узкий светосильный угол, имевшийся у меня в наличии, а выдержка составила 500/(58×1.6) = 5.43 сек. Наиболее близкое значение 5 секунд, поэтому выставил именно его.

Комета Neowise C/2020 F3, Canon 600D, Гелиос 44-2, небольшая панорамка, сложение в PTGUI

Комета Neowise C/2020 F3, Canon 600D, Гелиос 44–2, небольшая панорамка, сложение в PTGUI

  1. Звездное небо и особенно Млечный Путь. Над пейзажами с Млечным Путем придется попотеть. Это самое сложное, что мы сегодня рассмотрим — можно сказать, экзамен как для техники, так и для фотографа. Чтобы получить качественное изображение нашей галактики, в идеальных условиях нужно уехать как можно дальше от города, как можно выше и подгадать при этом ясную безлунную ночь. Наиболее яркий сектор Млечного пути наблюдается с мая по сентябрь в южной стороне неба. Жителям центральных широт на его наблюдения выделяется очень мало времени — всего пара часов в районе полуночи, а северяне кусают локти, наблюдая белые ночи, поэтому им лучше всего приехать в южные регионы. Кстати, если вам попадется пейзаж с заснеженными елками и ярким Млечным путем, заранее знайте — это фейк.

    Как и в случае с наблюдением комет, Stellarium наш друг и помощник, потому что поможет определить, в какой фазе и в какое время находится на небе Луна (Луна в фазах, близких к полнолунию, способна очень сильно испортить небо, даже если находится за горизонтом).

    Настройки максимально агрессивные: диафрагма открыта, ISO от 800 (лучше — от 1600) до 3200, выдержка по правилу 500 (см. выше), можно немного накинуть сверху, потому что звезды мелкие и смаз их будет не так заметен (например, при съемке на 18–55 имеем эквивалентные 28.8 мм, поэтому наиболее близкая выдержка должна составлять 15 секунд, но можно поснимать и на 20–25 сек). При таких настройках гарантированно будут сильные шумы, но применив ухищрения программной обработки, можно добиться значительного снижения шумов. Я сам делаю не по канону, но меня лично результат более чем устраивает. Если по правилам, то нужно сделать серию лайтов (основные кадры), серию дарков (кадры собственных шумов камеры, сделанные с теми же параметрами и в тех же условиях, что и лайты, но с закрытой крышкой), серию оффсетов/биасов (кадры с закрытой крышкой и минимальной выдержкой — тоже шумы камеры, но уже другого рода) и серию флетов (кадры «ровного поля», по которым компенсируется виньетирование).

    Я же просто набиваю серию в 10–15 снимков, проявляю в TIFF с одинаковыми параметрами и складываю в DSS (Deep Sky Stacker) со смещением снимокв по звездам (для проработки неба) и без смещения (даст нам проработанную землю), далее оба изображения объединяем в фоторедакторе. Да, так неправильно, но тоже вполне работает.

Млечный Путь над морем, Canon 600D, 18-55 IS II, серия из 13 снимков, F/3.5, ISO 3200, 25 сек

Млечный Путь над морем, Canon 600D, 18–55 IS II, серия из 13 снимков, F/3.5, ISO 3200, 25 сек

Млечный Путь в районе Уллу-Тау, Canon 600D, Samyang 14 2.8, серия из 10 снимков, F/2.8, ISO 1600, 25 сек, немного красивости накручено с помощью плагина OrionX

Млечный Путь в районе Уллу-Тау, Canon 600D, Samyang 14 2.8, серия из 10 снимков, F/2.8, ISO 1600, 25 сек, немного красивости накручено с помощью плагина OrionX

Млечный Путь в районе Безенги, Canon 600D, Samyang 14 2.8, серия из 10 снимков, F/2.8, ISO 1600, 25 сек

Млечный Путь в районе Безенги, Canon 600D, Samyang 14 2.8, серия из 10 снимков, F/2.8, ISO 1600, 25 сек

Отдельно ставил задачу хоть как-то снять Млечный путь в черте города, выйдя на поле за домами, где я живу (оттуда же была снята комета). Здесь ситуацию осложняла очень сильная засветка, не позволявшая снимать с очень высокой чувствительностью, поэтому ISO на 800, выдержка то ли на 15, то ли на 25 сек (точно не помню). Розовое и оранжевое — свет от фонарей. В целом Млечный Путь, хоть и блеклый, но видно. Зато получился яркий Юпитер, да.

Попытка снять Млечный Путь в черте города, Canon 600D, 18-55 IS II, серия из 10 снимков, F/3.5, ISO 800, выдержку точно не помню

Попытка снять Млечный Путь в черте города, Canon 600D, 18–55 IS II, серия из 10 снимков, F/3.5, ISO 800, выдержку точно не помню

И напоследок самый технически сложный проект, сделанный мной — это сферическая панорама со звездным небом. 35 снимков, около получаса плясок вокруг штатива, еще целый день на фактически ручную сборку панорамы, точнее на ручную расстановку точек сшивки, потому что PTGUI в упор не хотела находить их сама, возникшее под конец стойкое желание отправить серию в мусор, и вот результат:

Сферическая панорама звездного неба, Дамхурц, 35 снимков, Canon 600D, Samyang 14 2.8, ISO1600, F/2.8, 25 сек, сложение в PTGUI

Сферическая панорама звездного неба, Дамхурц, 35 снимков, Canon 600D, Samyang 14 2.8, ISO1600, F/2.8, 25 сек, сложение в PTGUI

Панораму можно покрутить по ссылке. Смотреть лучше всего на большом экране в темноте. При просмотре на мобильном устройстве выкрутите яркость на максимум.

© Habrahabr.ru