Как повысить точность статистики по пользователям при помощи серверного Google Tag Manager
Точность сервисов по сбору данных ― Яндекс Метрики, Google Analytics ― может значительно страдать из-за блокировщиков рекламы, которыми пользуются посетители сайтов. Информация не передаётся в сервисы анализа трафика, что приводит к погрешности измерения при сборе данных.
Команда хостинг-провайдера «Бегет» рассказывает, как им удалось обойти блокировщиков рекламы и увеличить точность статистики по пользователям до 10%, используя собственный серверный GTM.
Статья будет полезна как начинающим, так и опытным маркетологам, продакт-менеджерам, аналитикам данных.
Команда хостинг-провайдера «Бегет» рассказывает, как им удалось обойти блокировщиков рекламы и увеличить точность статистики по пользователям до 10%, используя собственный серверный GTM.
Статья будет полезна как начинающим, так и опытным маркетологам, продакт-менеджерам, аналитикам данных.
Андрей Подорожко
Digital-маркетолог компании «Бегет»
Точность сервисов по сбору данных ― Яндекс Метрики, Google Analytics ― может значительно страдать из-за блокировщиков рекламы, которыми пользуются посетители сайтов. Информация не передаётся в сервисы анализа трафика, что приводит к погрешности измерения при сборе данных.
Команда хостинг-провайдера «Бегет» рассказывает, как им удалось обойти блокировщиков рекламы и увеличить точность статистики по пользователям до 10%, используя собственный серверный GTM.
Статья будет полезна как начинающим, так и опытным маркетологам, продакт-менеджерам, аналитикам данных.
Команда хостинг-провайдера «Бегет» рассказывает, как им удалось обойти блокировщиков рекламы и увеличить точность статистики по пользователям до 10%, используя собственный серверный GTM.
Статья будет полезна как начинающим, так и опытным маркетологам, продакт-менеджерам, аналитикам данных.
У многих компаний есть неучтённые действия пользователей
Программы для блокировки рекламы широко распространены. Согласно опросу, который рекламный программатик Platforma провёл в марте 2023 года среди 1 200 жителей России, блокировщики рекламы есть у 59% респондентов.
Расширение AdBlock, ограничения на отслеживание действий пользователей и данных о них ― всё это влияет на точность статистики, собираемой о посетителях сайта. Таким образом, у почти любого проекта существуют целые группы пользователей, которые совершают какие-то действия на сайте и в продукте, а отследить их ― проанализировать точки роста и вовремя увидеть потенциальные проблемы ― не получается.
Мы в «Бегете» используем и Google Analytics, и Яндекс Метрику. По наблюдениям, погрешность измерения по наиболее важным целям в среднем может достигать 20%.
Эта цифра у нас получилась при сравнении конверсии в Google Analytics и Яндекс Метрике с количеством достигнутых целей ― регистрации, оплаты. В базе данных их оказалось больше, очевидно ― мы недополучаем данные. Поэтому мы решили избавиться от этой погрешности или как минимум максимально сократить её.
Расширение AdBlock, ограничения на отслеживание действий пользователей и данных о них ― всё это влияет на точность статистики, собираемой о посетителях сайта. Таким образом, у почти любого проекта существуют целые группы пользователей, которые совершают какие-то действия на сайте и в продукте, а отследить их ― проанализировать точки роста и вовремя увидеть потенциальные проблемы ― не получается.
Мы в «Бегете» используем и Google Analytics, и Яндекс Метрику. По наблюдениям, погрешность измерения по наиболее важным целям в среднем может достигать 20%.
Эта цифра у нас получилась при сравнении конверсии в Google Analytics и Яндекс Метрике с количеством достигнутых целей ― регистрации, оплаты. В базе данных их оказалось больше, очевидно ― мы недополучаем данные. Поэтому мы решили избавиться от этой погрешности или как минимум максимально сократить её.
Почему остановились на серверном Google Tag Manager
В поисках решения мы рассматривали разные варианты: например, собственную сквозную аналитику и потенциально дорогостоящие готовые решения. В итоге остановились на варианте с собственным сервером, на котором развернём Google Tag Manager.
Серверный Google Tag Manager (GTM) ― это тип отслеживания событий с помощью серверного контейнера. То есть можно развернуть собственную систему цифровой аналитики, не загружая сторонний код в браузер или на устройство пользователя.
Серверный GTM может работать на личном сервере, поэтому позволяет собирать более точные данные и иметь полный контроль над тегами отслеживания и правилами, которые запускаются на сайте. То есть мы можем контролировать информацию о пользователях, которая передаётся в системы аналитики. Это как раз то, что нам нужно.
Также хранение GTM на собственном сервере обеспечивает дополнительный уровень безопасности, так как можно контролировать доступ к данным. А размещение тегов на стороне сервера позволяет точно настроить правила и условия для запуска тегов при управлении маркетинговыми кампаниями.
Как указывает Google, серверный GTM может обрабатывать десятки запросов в секунду и позволил одной из компаний увидеть в Google Ads увеличение конверсии на 46% ― вот мы и решили проверить, насколько эффективен серверный GTM может быть для нас.
Казалось бы, решение это известно уже давно и есть документация по настройке. Однако мы собрали много граблей и всё получилось не так быстро, как хотелось бы. Чуть дальше рассказываю, как это было и что в итоге у нас получилось.
Серверный Google Tag Manager (GTM) ― это тип отслеживания событий с помощью серверного контейнера. То есть можно развернуть собственную систему цифровой аналитики, не загружая сторонний код в браузер или на устройство пользователя.
Серверный GTM может работать на личном сервере, поэтому позволяет собирать более точные данные и иметь полный контроль над тегами отслеживания и правилами, которые запускаются на сайте. То есть мы можем контролировать информацию о пользователях, которая передаётся в системы аналитики. Это как раз то, что нам нужно.
Также хранение GTM на собственном сервере обеспечивает дополнительный уровень безопасности, так как можно контролировать доступ к данным. А размещение тегов на стороне сервера позволяет точно настроить правила и условия для запуска тегов при управлении маркетинговыми кампаниями.
Как указывает Google, серверный GTM может обрабатывать десятки запросов в секунду и позволил одной из компаний увидеть в Google Ads увеличение конверсии на 46% ― вот мы и решили проверить, насколько эффективен серверный GTM может быть для нас.
Казалось бы, решение это известно уже давно и есть документация по настройке. Однако мы собрали много граблей и всё получилось не так быстро, как хотелось бы. Чуть дальше рассказываю, как это было и что в итоге у нас получилось.
Что нужно для установки серверного контейнера и сколько это стоит
Понадобится собственный виртуальный сервер (VPS).
Стоимость содержания GTM-контейнера зависит от количества облачных серверов, его обслуживающих.
В своей справке Google рекомендует для любого сайта подключать несколько серверов, чтобы снизить риск потери данных из-за перебоев в работе сервера. Ожидается, что 3–6 серверов будут обрабатывать 50–200 запросов в секунду. При этом у Google каждый сервер стоит примерно $40 в месяц, поэтому ежемесячная цена производственной среды составит минимум $120, что довольно дорого. У нас такой проблемы не стояло, ведь у нас есть свои серверы. Да и для пользователей они гораздо дешевле ― от 7 рублей в день.
Стоимость содержания GTM-контейнера зависит от количества облачных серверов, его обслуживающих.
В своей справке Google рекомендует для любого сайта подключать несколько серверов, чтобы снизить риск потери данных из-за перебоев в работе сервера. Ожидается, что 3–6 серверов будут обрабатывать 50–200 запросов в секунду. При этом у Google каждый сервер стоит примерно $40 в месяц, поэтому ежемесячная цена производственной среды составит минимум $120, что довольно дорого. У нас такой проблемы не стояло, ведь у нас есть свои серверы. Да и для пользователей они гораздо дешевле ― от 7 рублей в день.
Виртуальный сервер можно взять в аренду у хостинг-провайдера. Стоимость VPS зависит от конфигурации ― количества ядер, памяти, места на диске ― и локации серверного оборудования.
Рейтинг хостинг-провайдеров
Как настроить GTM на собственном сервере
1. Создаём поддомен от основного домена компании.
Это один из ключевых моментов, необходимый для уменьшения погрешности.
Поддомен от домена будет неизвестен блокировщикам рекламы, и они не будут реагировать на запрос от него. В результате это позволит обойти ITP и AdBlockers и отслеживать действия посетителей сайта и конверсии.
2. Переходим на страницу GTM и создаём аккаунт.
3. Создаём контейнер для сервера.
Это один из ключевых моментов, необходимый для уменьшения погрешности.
Поддомен от домена будет неизвестен блокировщикам рекламы, и они не будут реагировать на запрос от него. В результате это позволит обойти ITP и AdBlockers и отслеживать действия посетителей сайта и конверсии.
2. Переходим на страницу GTM и создаём аккаунт.
3. Создаём контейнер для сервера.
4. Указываем поддомен в настройках GTM.
Переходим в раздел администрирования Google Tag Manager и выбираем пункт «Настройки контейнера».
Переходим в раздел администрирования Google Tag Manager и выбираем пункт «Настройки контейнера».
Нажимаем на кнопку «Добавить URL» и вставляем ранее созданный поддомен, используемый для нашего серверного GTM.
5. Затем переходим в раздел «Настройки сервера тегов» и выбираем «Добавить сервер тегов вручную».
В итоге получаем автоматически сгенерированный идентификатор контейнера, необходимого для создания серверного GTM.
6. Создаём VPS.
С оптимально приближенной к рекомендуемой Google конфигурацией: 4 ядра, 6 Гб памяти и 40 Гб NVMe ― один из самых быстрых SSD-дисков.
Мы развернули VPS с Docker-контейнером из нашего маркетплейса. При разворачивании использовали ключ серверного контейнера и поддомен.
7. Редактируем записи DNS.
Для работы GTM нужен поддомен на основном домене сайта, а у VPS его изначально нет. И чтобы связать VPS с поддоменом, нужно отредактировать DNS-записи, указав IP сервера в A-записи поддомена.
6. Создаём VPS.
С оптимально приближенной к рекомендуемой Google конфигурацией: 4 ядра, 6 Гб памяти и 40 Гб NVMe ― один из самых быстрых SSD-дисков.
Мы развернули VPS с Docker-контейнером из нашего маркетплейса. При разворачивании использовали ключ серверного контейнера и поддомен.
7. Редактируем записи DNS.
Для работы GTM нужен поддомен на основном домене сайта, а у VPS его изначально нет. И чтобы связать VPS с поддоменом, нужно отредактировать DNS-записи, указав IP сервера в A-записи поддомена.
Настройка А-записи в панели управления Бегета: нажимаем на карандаш для редактирования и добавляем IP сервера, который мы указываем в A-записи
8. Устанавливаем на VPS SSL-сертификат для этого поддомена.
Я не ожидал, что придётся столько возиться с настройками сервера, и без помощи админов не справился бы. Чтобы упростить процедуру подготовки собственного GTM-сервера, мы собрали пошаговые действия в отдельном гайде.
9. Добавляем код счётчика на сайт.
Эта задачка оказалась со звёздочкой, поскольку появились сложности при формировании кода «gtag», используемого для добавления тегов Google на веб-страницы.
Следует добавить параметр «gtag config» и поменять URL-адрес в базовом коде «gtag»:
Эта задачка оказалась со звёздочкой, поскольку появились сложности при формировании кода «gtag», используемого для добавления тегов Google на веб-страницы.
Следует добавить параметр «gtag config» и поменять URL-адрес в базовом коде «gtag»:
Впоследствии выяснилось, что таких руководств существует много и все различаются. Методом проб и ошибок нам всё-таки удалось отыскать полный код, который мы и добавили к себе на сайт.
Пример стандартного кода, где «G_ID» ― поток данных Google Analytics 4,
а «https://нашподдомен.beget.com» ― специально созданный нами поддомен
а «https://нашподдомен.beget.com» ― специально созданный нами поддомен
10. Создаём в Google Tag Manager клиент Google Analytics 4.
Для корректной работы GTM нужно создать клиента ― он выполняет роль адаптера между программным обеспечением на устройстве пользователя и серверным контейнером ― и тег Google Analytics.
Для корректной работы GTM нужно создать клиента ― он выполняет роль адаптера между программным обеспечением на устройстве пользователя и серверным контейнером ― и тег Google Analytics.
11. Вносим поток данных Google Analytics 4 и проставляем нужные галочки.
На скриншоте выделен наш уникальный идентификатор потока данных в Google Analytics 4
12. Проверяем работу.
Чтобы убедиться в корректности выполненных действий, мы для проверки выбрали «Отчёт в реальном времени».
Чтобы убедиться в корректности выполненных действий, мы для проверки выбрали «Отчёт в реальном времени».
И здесь, когда визиты начали фиксироваться, мы столкнулись с риском потери данных из-за периодического падения GTM-контейнера. Через несколько дней успешного мониторинга мы обнаружили, что он может завершать свою работу без каких-либо явных ошибок в логах.
Прошерстив всю имеющуюся документацию и не найдя нужных ответов, мы преодолели проблему в лоб. Взяв золотую середину от рекомендуемого Google количества 3―6, мы настроили 4 одновременно работающих контейнера в рамках одного сервера с 4 ядрами и добавили веб-сервер nginx для распределения запросов между этими контейнерами. Мониторинг показал, что даже если один контейнер упадёт, то учёт трафика продолжится в других контейнерах.
Вуаля ― мы получили свой собственный сервер, который обрабатывает настроенные в Google Tag Manager события и отправляет их в наши счётчики аналитики.
В работе над серверным GTM участвовало 3 человека, а на саму настройку ушло около месяца.
Прошерстив всю имеющуюся документацию и не найдя нужных ответов, мы преодолели проблему в лоб. Взяв золотую середину от рекомендуемого Google количества 3―6, мы настроили 4 одновременно работающих контейнера в рамках одного сервера с 4 ядрами и добавили веб-сервер nginx для распределения запросов между этими контейнерами. Мониторинг показал, что даже если один контейнер упадёт, то учёт трафика продолжится в других контейнерах.
Вуаля ― мы получили свой собственный сервер, который обрабатывает настроенные в Google Tag Manager события и отправляет их в наши счётчики аналитики.
В работе над серверным GTM участвовало 3 человека, а на саму настройку ушло около месяца.
Маркетинговый аналитик
•Научитесь оценивать эффективность маркетинговых кампаний и давать рекомендации по привлечению клиентов
• Разовьёте навыки программирования на тренажёре
•Выполните 7 масштабных проектов для портфолио
• Разовьёте навыки программирования на тренажёре
•Выполните 7 масштабных проектов для портфолио
Изучить программу
Маркетинговый аналитик
•Научитесь оценивать эффективность маркетинговых кампаний и давать рекомендации по привлечению клиентов
•Разовьёте навыки программирования на тренажёре
•Выполните 7 масштабных проектов для портфолио
•Разовьёте навыки программирования на тренажёре
•Выполните 7 масштабных проектов для портфолио
Изучить программу
Что мы получили
Главное, чего удалось добиться, ― более точный сбор данных и отслеживание конверсии.
Например, если сравнить данные из Яндекс Метрики и Google Analytics по количеству достижений цели «регистрация», до внедрения серверного GTM Яндекс Метрика фиксировала на 3–5% больше достижений этой цели, чем Google Analytics. А после использования серверного GTM Google Analytics фиксирует на 7–10% больше достижений этой цели, чем Яндекс Метрика.
Нам удалось добиться обхода AdGuard и бесплатной версии AdBlock, а также блокировщиков, встроенных в браузеры Mozilla Firefox, Brave, Vivaldi и расширение для Google Chrome AdBlocker Ultimate Browser.
Мы часто используем конверсионную стратегию в рекламных кампаниях. И бонусом стало то, что благодаря данным о большем количестве конверсий, рекламные кампании теперь обучаются быстрее и нужный результат достигается скорее.
Например, если сравнить данные из Яндекс Метрики и Google Analytics по количеству достижений цели «регистрация», до внедрения серверного GTM Яндекс Метрика фиксировала на 3–5% больше достижений этой цели, чем Google Analytics. А после использования серверного GTM Google Analytics фиксирует на 7–10% больше достижений этой цели, чем Яндекс Метрика.
Нам удалось добиться обхода AdGuard и бесплатной версии AdBlock, а также блокировщиков, встроенных в браузеры Mozilla Firefox, Brave, Vivaldi и расширение для Google Chrome AdBlocker Ultimate Browser.
Мы часто используем конверсионную стратегию в рекламных кампаниях. И бонусом стало то, что благодаря данным о большем количестве конверсий, рекламные кампании теперь обучаются быстрее и нужный результат достигается скорее.
Читать также
Модели атрибуции: какие бывают и как помогают оценивать эффективность маркетинговых кампаний
Кто такой маркетинговый аналитик и как им стать
Исследование: как изменилась сфера маркетинга после введения санкций и как будет развиваться рынок
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Андрей Подорожко
Digital-маркетолог компании «Бегет»
Оцените статью
0
0
0
The post Как повысить точность статистики по пользователям при помощи серверного Google Tag Manager first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология