CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024

26 Марта 2024 09:4326 Мар 2024 09:43 |
Поделиться

На российском рынке зарегистрировано около 3,7 млн касс. Их число практически не меняется на протяжении последних трех лет. Теперь операторы фискальных данных удерживают клиентов, помогая им соответствовать закону и цифровым госинициативам, предлагая удобные и полезные сервисы для роста бизнеса. Тренды последних лет — риск-ориентированный подход в кабинетах ОФД, единое окно для работы с системами и документами, развитие сервисов на больших данных.

Итоги года

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2023 г. составил ₽47,4 трлн, это на 6,4% больше, чем в 2022 г., в сопоставимых ценах. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АПКИТ), оборот электронной коммерции в России в 2023 г. вырос на 28% по сравнению с 2022 г. и достиг ₽6,4 трлн.

На 1 января 2024 г. в России было зарегистрировано 3,7 млн онлайн-касс. С 2018 г. их число увеличилось более чем в 2 раза и последние 3 года остается практически стабильным. В 2023 г. примерно каждая третья касса подключена к системе маркировки «Честный знак» и передает данные в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Лидером по числу зарегистрированных ККТ является Москва — на ее долю приходится 11,1% активных онлайн-касс. На втором месте Московская область (6,9%), на третьем — Краснодарский край (5,1%). В общей сложности 42% активных касс работает в топ-10 российских регионов.

Количество касс незначительно меняется в течение года, даже с учетом сезонности продаж. Так, в 2023 г. всплески активности наблюдались в июне, августе, октябре, ноябре и декабре, а самый существенный спад — в феврале, когда число активных касс было почти на 100 тыс. меньше, чем в «высокий сезон».

Основные события

Прошедший 2023 г. оказался для рынка ОФД относительно спокойным. Сокращения рынка не произошло. «Количество касс на рынке находится на «плато» и меняется в течение года в пределах 1%. Из этого следует, что количество касс, которые приходят на рынок, равно количеству касс, которые ушли с рынка», — говорит Никита Ерин, руководитель продукта ОФД «Калуга Астрал».

Число ОФД также не изменилось — все игроки сохранили свои лицензии. «Однако на фоне возросших требований регулятора к качеству работы и инфраструктуре, ряд игроков все же могут покинуть рынок самостоятельно», — говорит Алексей Баров, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Тренд на цифровизацию, затрагивающий как бизнес, так и граждан, не мог не сказаться на рынке ОФД. Несмотря на то, что сроки перехода к обязательной маркировке некоторых товаров и внедрения электронного документооборота были сдвинуты, в ритейле активно вводится система электронных платежных документов, развиваются машиночитаемые доверенности и другие инициативы. Некоторые ОФД становятся операторами создаваемых государством систем. «Сдвиг дедлайнов дает время разным отраслям, а также ОФД и партнерской сети, более качественно подготовиться к нововведениям и провести работу с клиентами», — отмечает Алексей Баров.

Александр Харитонов, менеджер проекта «СКБ Контур», отмечает, что вместе с продлением моратория на проверки касс усилился контроль за их применением. Он становится более сфокусированным и прозрачным для бизнеса, потому что государство внедряет риск-ориентированный подход. «Появились новые индикаторы риска. Например, для владельцев ККТ был один индикатор, а стало три, а для продавцов маркированных товаров было четыре, а стало 34», — говорит он.

Также ФНС постепенно перестает принимать чеки, которые не прошли форматно-логический контроль. «Для многих ОФД и их клиентов это оказалось неожиданностью и привело к массе непринятых ФНС чеков», — вспоминает Михаил Федотов, директор по новым продуктам «Тензор». Если в 2022 году сервис контроля и индикации ошибок по чекам в личном кабинете был лишь у небольшой части ОФД, то в течение 2023 г. большинство игроков рынка внедряли валидацию чековой информации на соответствие протоколам налоговой и работали над тем, чтобы в личном кабинете оператора пользователи могли увидеть, принят он ФНС или нет.

Расширение списка услуг ОФД

Главные тренды на рынке ОФД — платформенно-экосистемный подход к сервисам и упрощение пользовательского опыта. Для соответствия бизнеса клиентов множеству государственных инициатив, игроки рынка ОФД стремятся облегчить администрирование сложных процессов и давать платформу для интеграции с разными системами.

«С большим объемом государственных инициатив появилось много личных кабинетов. Очевидным трендом становится упрощение и объединение сервисов, кабинетов. При этом пользовательский опыт облегчается, становится дружелюбным», — говорит Алексей Баров из «Платформы ОФД».

Развивается экосистемный подход. «Если раньше конкуренция строилась на функционале отдельных сервисов, то сейчас мы наблюдаем сравнение, основанное на полноте экосистем, предлагаемых игроками рынка», — говорит Ирина Есипенко, генеральный директор «Первого ОФД».

Клиенты интересуются обеспечением более эффективного управления бизнесом. «Основные бизнес-задачи предпринимателей связаны с ростом прибыли, привлечением клиентов, работой с поставщиками, персоналом, а также c оптимизацией товарной матрицы. Желание предпринимателей сконцентрироваться на достижении этих бизнес-задач и не беспокоиться о приеме безналичных оплат, маркировке, кассовой дисциплине, товарном учете и бухгалтерской отчетности формирует потребность в простом комплексном решении в формате единого окна», — продолжает Ирина Есипенко.

Тем не менее, самыми востребованными по-прежнему остаются традиционные услуги — контроль работы касс и корректности чеков, отслеживание индикаторов риска. «Если касса перестала передавать чеки или заканчивается срок действия ФН, сервис напомнит об этом в личном кабинете пользователя, а также отправит уведомление на почту или по смс. А если в чеках есть форматно-логические ошибки, сервис «подсветит» их и подскажет, как исправить», — приводит пример Александр Харитонов.

Важная задача — контроль корректности передачи данных маркировки в «Честный знак». «Клиенты хотят именно в ОФД видеть информацию о том, что чеки с маркировкой корректно уходят в «Честный знак». Особенно актуальным это становится из-за ввода разрешительной системы в маркировке», — отмечает Михаил Федотов.

ОФД развивают технологическую базу — фискальных документов становится все больше и оператору нужны мощности для их хранения. «Главная задача — сохранить высокую скорость работы с увеличивающимся объемом данных и доработать интерфейс личного кабинета так, чтобы клиентам было удобно работать со всей представленной информацией», — продолжает Александр Харитонов.

По сути, ОФД сегодня трансформируются в платформу цифровизации. «Сервисы ОФД обеспечивают клиентам прозрачность их бизнеса, качество чековой информации. На этом фоне происходит отрыв ряда ОФД, хорошо разрабатывающих такие продукты, от тех, кто уделяет этому меньше внимания», — отмечает Алексей Баров.

Продолжают активно развиваться продукты на основе больших данных, становясь все более полезными для рынка.»2023 г. был годом эксперимента в товаро-зависимых акциях от производителей, где ОФД играли роль поставщика объективной информации по продаже товаров, за которые производители мотивировали торговые точки. 2024 — год более массового применения этого инструмента», — уверен Алексей Баров.

Наблюдается рост числа обращений за аналитикой по рынку — со стороны производителей и ритейла, а также других участников российского бизнеса. Они интересуются ценообразованием, дистрибуцией товаров, зависимостью продаж от рекламных инструментов и т.д. Помимо сегментов «Фарма», FMCG, заметно прибавился объем запросов от представителей строительной отрасли, сектора бытовой техники и электроники. Активно развиваются клиентские программы лояльности с участием больших данных от ОФД.

Прогнозы на 2024 год

В 2024 г. рынок ОФД не ждет радикальных изменений. Количество касс уже устоялось. Теперь устойчивость бизнеса ОФД зависит от того, сможет ли он соответствовать требованиям регуляторов, потребностям в работе с риск-ориентированным подходом и удерживать клиентов, предоставив им необходимые сервисы для цифровизации бизнес-процессов. «Конкуренция и дальше будет развиваться на уровне экосистем, которые сочетают в себе работу с кассой, маркировкой и бухучет», — говорит Александр Харитонов.

Сервисы для клиентов продолжат объединять в рамках общей платформы, чтобы бизнесу было легче работать с разными системами.

Государство совершенствует контроль за соблюдением правильности оформления платежей и транзакций. «Мы ждём в 2024 году развития этого процесса, а также усиления кассовой дисциплины в части удаленного мониторинга со стороны регулятора», — отмечает Алексей Баров.

На фоне усиления кассовой дисциплины становится очень популярным термин «жесткий карантин». «Пользователю необходимо отслеживать, чтобы его чеки не попали в «жесткий карантин», а для этого чаще заходить в личный кабинет. В связи с этим, мы видим тренд на более частое использование личного кабинета в качестве рабочего инструмента», — говорит Никита Ерин. Гендиректор «Платформы ОФД» считает, что это приведет к тому, что ОФД будут работать с клиентами в превентивном формате, подсвечивая им проблемные зоны, чтобы можно было оперативно принимать решения.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры

Маркет

Будет увеличиваться и нагрузка на сервисные центры в регионах. Алексей Баров отмечает, партнерская сеть ОФД на местах является необходимым звеном цифровизации, поскольку предприниматели выбирают их для оперативной консультации и технической помощи.

Результаты исследования

На 1 января 2024 г. в России было зарегистрировано 3 669 590 касс. (Учитываются кассы, активные в течение предыдущих 30 дней). В списке операторов фискальных данных (ОФД), как и в прошлом году, представлено 15 игроков (16 операторов, в том числе 2 лицензии у ПФ «СКБ Контур»). В реестре ФНС России 216 моделей ККТ, которые можно использовать для работы в соответствии с новыми требованиями.

90% рынка ОФД поделили между собой восемь игроков. Первое место уже много лет подряд занимает «Платформа ОФД» — в 2023 г. компания обслуживала 30,6% онлайн-касс, что на 0,7% больше, чем в 2022 г.

Как среднему бизнесу обеспечить защиту от киберугроз?

Безопасность

На втором месте традиционно «Такском» — 13,1% касс против 13,8% в 2022 г. На третьем — «Первый ОФД» (12,7% против 12,1% в прошлом году).

На четвертом месте закрепился «Тензор» (9,4%) — в прошлом году компания переместилась на него с пятого места, потеснив OFD.ru (9,3% в 2023 г.). Шестое, седьмое и восьмое место у «СКБ Контур» (6%), ОФД «Ярус» (4,4%) и «Калуга Астрал» (3,4%).

На категорию «Другие», в которую входят «Яндекс ОФД», «Тандер», «Инит Про», «Группа Элемент», «Вымпел Коммуникации», ОФД «Онлайн», «Информационный центр», приходится 11,1% рынка.

Наблюдение за развитием российского рынка ОФД на протяжении семи лет позволяет сделать вывод, что с 2021 г. он практически перестал расти «в ширину» — число касс менялось незначительно, а список топ-8 оставался стабильным. Развитие рынка продолжилось благодаря появлению все новых и новых сервисов.

Лидером по их количеству и качеству стабильно является «Платформа ОФД» — компания получила 18,8 балла, в том числе в категории «Сервисы обмена данными» 3,2 балла из 4 возможных, в категории «Аналитические и рекомендательные сервисы» — 2,7 балла из 3 возможных, в категории «Работа с системой маркировки» — 2,2 балла из 3 возможных, в категории «Функциональность ОФД, удобство и простота» — 10,7 баллов из 11 возможных.

На втором месте — «Такском», набравший в общей сложности 14,3 балла, — этому ОФД еще предстоит развивать уникальные сервисы на базе больших данных и совершенствовать мониторинг статуса чеков и кодов маркировки.

Третье место по количеству и качеству дополнительных сервисов у «Первого ОФД» (13,8 балла) — компания не является оператором сдачи электронной отчетности в госорганы и предоставляет ограниченный спектр услуг в области электронного документооборота. Тем не менее, в 2023 г. «Первому ОФД» удалось обойти по этому показателю «Тензор» (в 2022 г. компании поделили между собой третье место) — он набрал 12,9 балла по причине недостатка аналитических и рекомендательных сервисов.

По совокупности показателей лидером ежегодного рейтинга ОФД в очередной раз становится «Платформа ОФД» (49,4 балла) — она лидирует как по масштабу бизнеса (30,6 балла), так и по количеству и качеству дополнительных сервисов (18,8 балла).

На втором месте «Такском» со суммарным показателем 27,4 балла, в том числе 13,1 за масштаб бизнеса и 14,3 — за дополнительные сервисы. На третьем месте «Первый ОФД», набравший 26,5 балла (12,7 за масштаб бизнеса и 13,8 за дополнительные сервисы).

Методика рейтинга

При подготовке рейтинга операторов фискальных данных CNews использовались данные опроса крупнейших ОФД. Компании OFD.ru («Петер-Сервис Спецтехнологии»), ОФД «Ярус» не ответили на запрос CNews, поэтому при расчете их показателей использовались открытые данные и экспертные оценки.

Основным показателем развития бизнеса ОФД является число подключенных онлайн-касс. В суммарной оценке ОФД учитывается доля, которую ОФД занимает на рынке.

Дополнительные сервисы для клиентов ОФД разбиты на 4 группы, каждая из которых имеет весовой коэффициент 0,1. Показатели качества услуг оцениваются по 10-балльной шкале. Баллы, набранные участниками рейтинга в каждой группе, учитываются в общем показателе с коэффициентом 0,1.

В группу «Сервисы обмена данными» были включены услуги оператора электронного документооборота (ЭДО), оператора сдачи электронной отчетности в госорганы, внутренние сервисы по работе с »1С», выгрузке отчетов, сверке отчетности и др. и внешние сервисы-приложения, разработанные внешними разработчиками для удобства бизнеса: выгрузка данных в телеграм, выгрузка чеков во внешние сервисы и др.

Во вторую группу «Аналитические и рекомендательные сервисы» были включены сервисы в личном кабинете ОФД (аналитика по проданным товарам, топ-покупок, сравнение показателей с рынком и пр.), уникальные сервисы на базе больших данных и встроенные партнерские сервисы (предоставление отчетности банкам, арендодателям и т.д.).

Группа «Работа с системой маркировки» включает в себя мониторинг статуса чеков и кодов маркировки в личном кабинете ОФД, аналитику по маркированным товарам, комплексное решение по работе с маркировкой (приемка документов, списание кодов маркировки, интеграция с ЭДО, ОФД, СУЗ, ЛК ЧЗ и др.).

В группе «Функциональность, удобство и простота» учитываются наличие мобильного приложения, возможность гибкого поиска чеков в личном кабинете (по типам чеков, тегам в чеках, периодам и др.), отправки чеков не только по SMS, но и на мессенджеры, возможность делать выписки и отчеты разных форматов, осуществлять мониторинг основных показателей по работе касс в ЛК (смены, наличие/отсутствие чеков, статусы ФН, ФФД согласно протоколам ФНС и др.), мониторинг корректности фискальных документов в ЛК (статусы чеков и других фискальных документов, ошибки в них, статусы регистрации касс в ФНС, ошибки в регистрации касс), возможность регистрации и перерегистрации ККТ в личном кабинете без перехода на сайт ФНС, автоматизированный учет доходов и расходов ИП/ЮЛ в онлайн-режиме, доступный в личном кабинете клиента, интеграция с разными кассовыми решениями, клиентский аудит для крупных клиентов — оценка и рекомендации для бизнеса по соответствию закону, личный менеджер для крупных клиентов, а также доступность техподдержки (итоги обзвона по номерам телефонов операторов на сайте в разное время суток, по результатам которого была выведена средняя продолжительность дозвона в техподдержку).

Скачать отчет по исследованию

Наталья Рудычева

Полный текст статьи читайте на CNews